Loading...
You are here:  Home  >  История  >  ВОВ  >  Current Article

75 лет назад погибла «Армения»

Опубликовано: 09.11.2016  /  Нет комментариев

 

 []

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина — 112,1 м;
Ширина — 15,5 м;
Высота борта — 7,7 м;
Водоизмещение — 5770 тонн;
Силовая установка — два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость — 14,5 узлов (около 27 км/ч);
Количество пассажиров — до 980 человек;
Экипаж — 96 человек;

Официальная информация о гибели теплохода «Армения» такова:

«В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР «Армения», шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедопосцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек.»

Имеется и примерная карта-схема в соответствии с указанными координатами:      []

В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда . Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена.

Роберт Баллард — известная личность в мировой морской археологии, директор института океанографии штата  Массачусетс, США. Человек нашедший «Титаник», линкор «Бисмарк», авианосец «Йорктаун». Получив информацию о «Армении» приостановил поиски  Атлантиды на острове Санторин и отправляется в Черное море на своем научно-исследовательское судне «Эндевер», оборудованным современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов.

Итак, «Армению» не нашли. А там ли искали? Что нам известно?   «Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе,…»   «Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир «Армении» капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые.«   То есть выход «Армении» в море произошел в 08-00 7 ноября 1941 года из Ялты. Что дальше? Что говорят очевидцы?

http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html  

   «Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М.М. Яковлева.    «7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать… Так оно и получилось».

На форуме «Цусима» дается несколько другая цитата воспоминаний М.М.Яковлева (либо ее пересказ?):   http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0 

«Дальше воспоминания катерника с МО-04 М. М. Яковлева: «7 ноября в 10 часов утра по пути в Туапсе теплоход был атакован двумя «Хейнкель-111» в районе мыса Сарыч. МО вести огонь не мог, море было очень свежее, крен достигал 45 градусов. Зашли на «Армению« с двух сторон: один He-111 со стороны Ялты, а другой со стороны моря. Первый торпедоносец промахнулся. Второй — попал. Примерно за четыре минуты корабль ушел под воду.«Уцелели лишь 8 человек.«

И в том и в другом варианте фигурирует мыс Сарыч. Мыс Сарыч находится примерно в 40 километрах от Ялты — если мерить расстояние по суше, и примерно в 50-55 километрах, если идти морем. За два часа полным ходом (2 часа х 27 км/ч = 54 км ) «Армения» вполне могла достигнуть мыса Сарыч. Только вот мыс Сарыч, находится к ЗАПАДУ от Ялты! А «Армения должна была идти НА ВОСТОК — в Туапсе или Новороссийск. Или не должна? Вслед за мысом Сарыч, М.М.Яковлев упоминает мыс Айя, который расположен ЕЩЕ ЗАПАДНЕЕ от Ялты! Именно о его камни взорвались торпеды первого торпедоносца.

На торпедоносцах типа «Не-111» применялись торпеды типа «F 5w» калибром 450 мм. Их боевая часть включала в себя 170 килограмм ВВ. Дальность хода составляла 3000 метров. Для того, чтобы такая торпеда попала в камни у мыса Айя, «Армения» должна находиться между точкой сброса торпед и мысом Айя. При этом точка сброса торпед не должна быть далее 3000 метров от мыса, иначе торпеда затонет, не дойдя до него.

То есть «Армения» должна находиться примерно в 2500-2000 метрах от мыса Айя.    []

Что дальше? Если верить цитате с форума «Цусима», то второй торпедоносец атаковал практически сразу же после первого, либо одновременно с ним. Если это так — то   «Армения» затонула в районе Ласпи. Примерно в 2-3 километрах от берега.      []

А если нет?

Командующий Черноморским Флотом адмирал Ф.С.Октябрьский: «Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты«.

В 11-00, если исходить из того, что после 10-00 «Армения» следовала из Ялты все с той же скоростью в 14 узлов, она должна была находиться в районе мыса Фиолент, либо несколько северо-западнее.

Ну и наконец, 11-25. При той же скорости в 14 узлов получаем место гибели «Армении» примерно в районе мыса Херсонес (севернее, западнее или южнее).

Таким образом, мы имеем три возможных места гибели «Армении». Все они расположены ЗАПАДНЕЕ ЯЛТЫ И МЫСА САРЫЧ. То есть, совершенно не там, где искал Роберт Баллард.

Почему «Армения» оказалась на пути в Севастополь, а не в Туапсе? Вероятнее всего, ее капитан получил приказ из серии «дым в трубу, пельмени раскатать» — вернуть персонал севастопольских госпиталей обратно. Вероятнее всего во исполнение следующей директивы:

«ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА      Копия: народному комиссару Военно-Морского Флота. 7 ноября 1941 г. 02 ч 00 мин      С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:      1.Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами.

   2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.      3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции. 

4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера.     5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению.      

6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска.   7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак.      

8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.      

9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны.    

10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота.      

11.Вам находиться в Керчи.      12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова.

   И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ»

Других логических объяснений возврата «Армении» нет. Всякие версии про «золото в слитках», «сотрудников НКВД» — для сирых и убогих, которых недолечили галоперидолом, либо выпустили из «Дома-2» за образцово-идиотское поведение.

Поскольку «Армения» не дошла до Севастополя — приказ «зажилили». А может, в письменном виде его и не было. Довольно часто отдаются устные приказания, и в случае гибели получившего устное приказание, отдавший приказание может и не сознаться в том, что такое приказание было. Особенно, если найдутся люди, которые начнут настойчиво задавать вопросы.

Так или иначе, но и Ласпи, и Фиолент, и Казачка — три известных пляжа Крыма — могут быть, по сути, окраиной братской могилы на несколько тысяч человек. Впрочем, и Казачка и Фиолент таковыми уже являются — это если вспомнить последние дни обороны Севастополя в июле 1942 года. В этом отношении гораздо этичными, хотя и, менее безопасными, в санитарном отношении являются городские пляжи, расположенные внутри Севастопольской бухты. Но тема пляжей — не тема данной статьи, просто так получается, что место гибели «Армении» вероятнее всего находится недалеко от берега.

Чем объяснить малое число спасенных? Ветер от берега в сторону моря и минных полей, холодная вода (7 ноября) и большое волнение на море («…крен катера достигал 45 градусов …»). Чем объяснить быстрое время гибели теплохода — 4 минуты? Его конструкцией. Большое количество пассажирских кают вдоль всего борта корабля, предусматривает наличие длинных коридоров вдоль всего корабля. С учетом волнения на море, а также того, что немецкие торпеды часто не держали глубины и выскакивали на поверхность, пробоина от торпеды могла оказаться на уровне или выше ватерлинии, что способствовало не только затоплению носовых трюмов, но быстрому распространению воды по всему теплоходу. Перегруз пассажиров в несколько раз выше нормы наверняка создал трудности для экипажа при борьбе за живучесть.

Нужно ли продолжать искать «Армению» или точное местоположение ее гибели должно по-прежнему оставаться неизвестным? Это вопрос больше политики, чем этики. Если мы по-прежнему хотим превращаться в жвачное быдло, поедающее попкорн и созерцающее очередного «супермена» в обтягивающем голубом трико — нет никакого смысла искать погибший теплоход. Если же нам важна наша история и мы ей дорожим — «Армения» должна быть найдена.

                                                                                                                                      Ольга Тонина

Источник

75 лет назад погибла «Армения»
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА О КОТОРОМ НЕ ПРИНЯТО КРИЧАТЬ

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up