Loading...
You are here:  Home  >  Международная панорама  >  Они о нас  >  Current Article

Американский регулятор медиа вещания: Россия и RT победили в информационной войне

Опубликовано: 17.08.2015  /  Нет комментариев

Руководство Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) — ведомства, определяющего политику международного вещания американских медиа, — полагает, что Россия обходит США в информационной войне: «Наши несущие антиамериканский посыл конкуренты побеждают в информационной войне, которую сами же и развязали… Стратегия американских СМИ должна быть пересмотрена».

За 10 лет Россия сумела прочно закрепиться на международной информационной арене, в первую очередь благодаря каналу Russia Today или RT, который сегодня вещает на 8 языках. Он был запущен 10 декабря 2005 года по распоряжению президента Владимира Путина для выполнения двух официальных задач: разрушения монополии англосаксонских СМИ и создания объективного портрета России.

С 2012 года он получил юридический статус стратегического предприятия, защищающего интересы России, что становится для него щитом от сокращений бюджета. Кроме того, за один только 2015 год его дотации составили 220 миллионов долларов. Рекордная цифра со времен запуска канала.

«Западу давно пора протереть глаза и увидеть то, что в России готовят вот уже 10 лет!» — восклицает известный репортер и эксперт по России Анна Нива. По ее словам, RT представляет собой «новую форму дипломатии», средство, с помощью которого Российская Федерация передает миру свое видение внешней политики: «Этим никого не обманешь. RT — работает по указке. Кроме того, россиян совершенно не волнуют затраченные средства, потому они прекрасно понимают, что это — оружие».

Набрав полтора миллиона подписчиков, RT стал крупнейшим информационным каналом на YouTube, намного опередив CNN и «Аль-Джазиру», на счету которых соответственно 875 000 и 716 000 подписчиков. Кроме того, это первый информационный канал на YouTube, которому удалось достичь отметки в миллиард просмотров. Настоящий рекорд.

Все началось в 2003 году, когда Владимир Путин заказал опрос о восприятии России у американцев. Результаты оказались весьма красноречивыми. Президент осознал, что у его страны возникла серьезная проблема с имиджем. Чтобы исправить ситуацию, он решил не размениваться по мелочам и создать международный информационный канал на английском языке. Он должен был позволить Москве дать ответ на освещение событий иностранными журналистами, которые заостряют внимание на коррупции и правах человека, рисуя тем самым неприглядный портрет РФ.

Кремль еще больше убедился в необходимости канала после двух происшествий: газового кризиса с Украиной в 2006 году и грузинского кризиса 2008 года. Во время этих событий Россия стала целью острых нападок, а ее имидж за границей ощутимо ухудшился.

Тогда Кремль решил расширить масштаб и интенсивность своей пиар-стратегии. Контратака началась в 2007 году с запуска «Русия аль-Яум», канала нацеленного исключительно на арабоязычную аудиторию. Два года спустя RT начал вещание на испанском языке. В данном случае цель опять-таки была предельно прозрачной: покорить южноамериканскую аудиторию, с которой уже начал работать CNNE (испанская версия CNN). В 2010 году на американском рынке возник RT America. В 2014 году на свет появились RT UK, RT Deutchland и RT Chinese. С самого своего создания RT постоянно расширял свое присутствие. Во Франции до сих пор нет телеканала, однако имеется сайт, который освещает французские и международные новости.

Хотя RT и стремится стать глашатаем интересов России, он делает это с тонкостью, которая была совершенно не свойственна официальным выпускам «Московского радио» во времена Советского Союза и холодной войны. Канал, по заявлению его руководства, идет вразрез с информационным «мейнстримом» и предлагает альтернативный взгляд на события. «Став противовесом традиционным СМИ, он подтверждает свою легитимность», — объясняет Анна Нива. Нет ничего лучше, если вы хотите привлечь всех тех, кто разочарован этими самыми СМИ (в их рядах, кстати, хватает любителей теорий заговора). Такие видео как «Пять вещей об Украине, о которых молчат крупнейшие СМИ» или «Пять запрещенных книг о том, что хочет скрыть истеблишмент» вышли в лидеры просмотров на YouTube.

Несмотря на всю свою популярность, RT периодически сталкивается с обвинениями в том, что он — инструмент кремлевской пропаганды. В марте 2014 года американская журналистка Лиз Уол  уволилась в прямом эфире, обвинив канал в манипуляциях с освещением конфликта на Украине. Несколько месяцев спустя ее примеру последовала британская коллега Сара Ферт (Sarah Firth), написав в Twitter, что уволилась, потому что она «на стороне правды». Кроме того, британское регулятивное ведомство OFCOM грозится закрыть канал из-за необъективного освещения событий.

Несмотря на все споры, Россия не собирается останавливаться на так хорошо стартовавшем пути. В ноябре прошлого года она запустила новое СМИ, новостной сайт на 29 языках! «Sputnik, крупнейший информационный бренд с современными центрами в важнейших мировых столицах. Sputnik рассказывает то, о чем другие молчат». Новая организация перенимает диалектику RT, потому что тоже напирает на альтернативный подход.

Название было выбрано отнюдь не случайно. По сути, это щелчок по носу американцам. Речь идет о первом искусственном спутнике Земли, который запустил на орбиту СССР в 1957 году. Тогда американская пресса окрестила это событие «технологическим Перл-Харбором».

Цитаты:

Un rapport publié en avril dernier par l’institution en charge des médias publics américains affirme que les Etats-Unis sont en train de perdre la guerre de l’information face à la Russie. Comment en l’espace d’une décennie, Moscou a-t-il réussi à s’imposer dans le paysage médiatique international?

Les cadres du Broadcasting Board of Governors, l’institution en charge des médias publics américains tels que Voice of America ou Radio Liberty sont formels: les Etats-Unis se font distancer par la Russie dans la guerre de l’information: «Nos concurrents qui véhiculent un message anti-américain sont en train de gagner la guerre de l’information qu’ils ont eux même lancée… La stratégie des médias américains doit être revue».

En l’espace d’une décennie, la Russie a su s’imposer durablement sur la scène médiatique internationale grâce notamment à sa chaîne RT, acronyme de Russia Today, qui émet aujourd’hui en huit langues. Lancée le 10 décembre 2005, par le président Vladimir Poutine, elle s’est vue assigner deux objectifs officiels: briser le monopole des médias anglo-saxons et dresser un portrait «non biaisé» de la Russie.

Depuis 2012, elle est dotée du statut juridique d’entreprise stratégique veillant aux intérêts de la Russie, ce qui la protège d’éventuelles coupes budgétaires. D’ailleurs, pour la seule année 2015 sa dotation s’élève à 220 millions de dollars. Un record depuis le lancement de la chaine.

«Il serait grand temps que les représentants occidentaux se réveillent et se rendent compte de ce que les Russes ont concocté depuis une décennie» ! s’exclame Anne Nivat, grand reporter et écrivain, spécialiste de la Russie. Selon elle, RT serait «une nouvelle forme de diplomatie», une façon pour la fédération russe de transmettre au monde sa vision de la politique étrangère : «Personne n’est dupe. RT est un média aux ordres. D’ailleurs, les Russes se moquent totalement de l’argent investi car ils ont bien conscience que RT est une arme».

Avec plus d’un million et demi d’abonnés, RT est la première chaîne d’information sur le réseau Youtube, loin devant CNN ou encore Al Jazeera qui comptent respectivement 875.000 et 716.000 abonnés. C’est également la première chaîne d’information à avoir atteint le milliard de vues sur Youtube. Un record.

Tout commence en 2003 lorsque Vladimir Poutine commande un sondage sur la perception de la Russie par les Américains. Le résultat du sondage est sans équivoque. Le maître du Kremlin comprend alors que son pays a un problème d’image. Pour y remédier, il décide de frapper un gros coup et de créer une chaîne d’information internationale en langue anglaise. Celle-ci doit permettre à Moscou de contrecarrer la couverture des journalistes étrangers, qui se concentrent sur la corruption et les droits de l’homme et dressent un portrait à charge de la fédération russe.

Deux évènements vont venir conforter le Kremlin dans l’idée de développer la chaîne. La crise du gaz avec l’Ukraine, en 2006, et la crise géorgienne, en 2008. Durant ces deux épisodes, la Russie a été vivement attaquée et son image à l’étranger s’en trouve dégradée.

Le Kremlin décide alors d’agir et d’intensifier sa stratégie de relations publiques. La contre-attaque se fait dès 2007 avec le lancement de Rusiya Al Yaum, une chaîne entièrement dédiée au public arabophone. Deux ans plus tard, RT s’attaque au public hispanophone et lance «RT en español». Là encore, l’objectif est clair : séduire l’audimat sud-américain déjà convoité par la version espagnole de CNN : CNNE. En 2010, le marché américain découvre RT America. Puis à l’automne 2014, RT UK voit le jour suivi au printemps 2014 de RT Deutchland et de RT Chinese. Depuis sa création, RT n’a cessé d’étendre son influence.. La France ne dispose pas à ce jour d’une antenne de télévision mais d’un site internet qui couvre l’actualité française et internationale dans la langue de Molière.

Si RT se veut le porte- voix des intérêts russes, elle le fait avec une subtilité qui échappait totalement aux bulletins officiels diffusés naguère par Radio-Moscou, au temps de l’Union soviétique et de la guerre froide. Ainsi, la chaîne prétend rompre avec les médias traditionnels qu’elle qualifie de «mainstream» et se propose d’offrir un point de vue alternatif sur l’actualité : «En prenant le contrepied des médias traditionnels, elle assoit sa légitimité», explique Anne Nivat. Rien de tel, en effet, pour attirer les déçus des médias traditionnels, parmi lesquels figurent de nombreux conspirationnistes. Les vidéos : «5 choses que les médias dominants ne vous disent pas sur l’Ukraine» ou encore «5 livres censurés qui racontent une histoire que l’Establishment veut cacher» sont parmi les plus populaires sur Youtube.

Bien que populaire, RT est régulièrement accusée d’être un instrument de propagande au service du Kremlin. En mars 2014, la journaliste américaine Liz Wahl démissionne en direct et accuse la chaîne de manipulations dans la couverture du conflit ukrainien. Elle est suivie quelques mois plus tard par sa consoeur britannique Sarah Firth qui explique sur son compte twitter qu’elle est «du côté de la vérité». Par ailleurs, le régulateur britannique OFCOM, l’équivalent du CSA Français a menacé de fermer la chaîne au motif que cette dernière n’informe pas de façon objective.

Malgré les polémiques, la Russie ne compte pas s’arrêter en si bon chemin. En novembre dernier, elle lance un nouveau média, un site internet qui couvre l’actualité international en 29 langues ! «Sputnik est une nouvelle marque d’information possédant des centres multimédia modernes dans plusieurs dizaines de pays. Sputnik dévoile ce dont les autres ne disent pas.» Ce nouveau média reprend la dialectique de RT puisque lui aussi se revendique alternatif.

Le nom n’a pas été choisi au hasard. En réalité, c’est un véritable pied de nez aux Américains. Sputnik fait référence au premier satellite artificiel de la terre mis sur orbite par l’URSS en 1957. A l’époque, le lancement de ce premier satellite avait été qualifié de «Pearl Harbor technologique» par la presse américaine.

Источник

Американский регулятор медиа вещания: Россия и RT победили в информационной войне
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
  • Опубликовано: 2 года ago on 17.08.2015
  • Последнее изменение: Август 17, 2015 @ 3:55 пп
  • Рубрика: Они о нас
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Красивые женщины и милые иностранцы — русские шпионы. Новые страхи Прибалтики

Читать далее →
Scroll Up

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup