Loading...
You are here:  Home  >  История  >  Current Article

Белая армия, чёрный барон. Были ли у генерала Врангеля шансы отстоять Крым?

Опубликовано: 28.08.2017  /  Нет комментариев

Пропаганда Петра Врангеля работала вхолостую — ни сам они, ни его офицеры не думали ни о вере, ни о царе. И даже об отечестве размышления были исключительно корыстными.

27 августа — одна из памятных дат для всех приверженцев «Белого дела». Именно в этот день в 1878 г. на свет появился барон Пётр Николаевич Врангель. Человек, по мнению многих, способный если не переломить ход Гражданской войны, то создать на базе Крыма и Северного Причерноморья этакий оазис «России, которую мы потеряли».

Есть мнение, что господин барон очень близко подошёл к своей цели. Настолько, что при некоторых допущениях события и впрямь могли бы развиваться так, как это впоследствии было описано у Василия Аксёнова в его романе «Остров Крым».

Другое дело, что допущения эти откровенно фантастические. И противоречащие исторической правде настолько же, насколько пропаганда самого Врангеля накануне решающего столкновения противоречила правде как таковой.

Вот фрагменты прокламации, распространённой от его имени в 1920 году — как раз когда он принял полномочия военного диктатора: «Слушайте, русские люди, за что мы боремся. За поруганную веру и оскорблённые её святыни. За то, чтобы Русский народ сам выбрал бы себе Хозяина. Помогите мне спасти Родину!».

Приказ 3226 о «красной нечисти». 20 мая 1920.
Приказ 3226 о «красной нечисти». 20 мая 1920. Фото: Public Domain

По большому счёту, это не что иное, как лозунг «За Веру, Царя и Отечество», слегка подрихтованный только для того, чтобы смертельно уставшие люди, разочарованные во всех трёх его составляющих, хоть как-то встряхнулись. Тщетно.

Во-первых, прокламация сработана откровенно топорно. Скажем, вместо слова «царь», которое себя к тому моменту в общественном сознании было скомпрометировано, предложено ещё худшее — «хозяин». Хозяева бывают у собак, у баранов, у рабов. Либо вообще у неодушевлённых предметов. Это понимали даже неграмотные.

Во-вторых, не будем забывать библейский принцип: «По делам познаете их». Дела же самого Врангеля и его приближённых расходились со словами очень серьёзно. Хуже того — не предпринималось даже попыток хоть как-то закамуфлировать это расхождение.

Принято считать, что если уж красные были безусловными врагами Церкви и веры, то белые — наоборот всячески её поддерживали и шли на смерть в том числе и за эти идеалы. Формально вроде бы так и есть. Врангель отмечал: «Совершенно необходимо проведение ряда мер для повышения нравственного уровня в войсках, в том числе духовно-религиозного воспитания». С этой целью он утвердил в должности «епископа армии и флота» епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова).

Но вот что пишет сам епископ Вениамин в своих воспоминаниях: «Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны — все это для белых было лишь частью прошлого старого быта, неизжитой традиции… Признаюсь: не очень я верил в их ревность по вере. Помню, как в Александровске при крестном ходе в штабе стояли офицеры за окном и небрежно курили, смотря на процессию с абсолютным равнодушием, думали, что их никто снаружи не замечает. А я отлично видел».

Глава Правительства Юга России А. В. Кривошеин, Главнокомандующий П. Н. Врангель, начальник его штаба П. Н. Шатилов. Крым. Севастополь. 1920 год.
Глава Правительства Юга России А. В. Кривошеин, Главнокомандующий П. Н. Врангель, начальник его штаба П. Н. Шатилов. Крым. Севастополь. 1920 год. Фото: Public Domain

Равнодушие — полбеды. Хуже было другое. Иван Лунченков, казак и белогвардеец, описал, что случилось с церковными ценностями, которые Врангель и прочие вроде как «спасли от большевиков»: «В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров. Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят — необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек. Ломались траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку. По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15 пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю».

Стоит добавить, что попали церковные ценности к Врангелю не вполне праведным путём. Они были добыты его предшественником — Антоном Деникиным и его подчинённым, генералом Мамонтовым, рейд которого по тылам красных был весьма успешным. О чём сообщает белая газета «Приазовский край» от 27 августа 1919 года: «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей». Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было — тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты». Умалчивается только, что «христолюбивое воинство» разграбило 80 церквей дочиста. И это — только один эпизод.

Что касается «Отечества» и «Родины», которые предполагалось «спасать от красной нечисти», то планы Врангеля на будущий сияющий и продвинутый «Остров Крым» описываются его договором с Францией, что был подписан летом 1920 года:

1. Передача Франции права эксплуатации всех железных дорог Европейской России на известный срок.

2. Передача Франции права взимания таможенных и портовых пошлин во всех портах Черного и Азовского морей.

3. Предоставление в распоряжение Франции излишков хлеба на Украине и в Кубанской области.

4. Предоставление в распоряжение Франции трех четвертей добычи нефти и бензина, причем в основание кладется добыча довоенного времени.

5. Передача четвертой части добытого угля в Донецком районе в течение известного количества лет. Указанный срок будет установлен специальным соглашением, еще не выработанным.

Желающие могут сравнить все вышеуказанное с красной пропагандой — плакатом 1920 года «Врангель идёт на нас!» Там без пафоса, без слов о вере и Родине сказано прямо и без затей: «Чёрный разбойник-барон хочет захватить хлеб, уголь и нефть рабочих и крестьян!» Доходчиво. И, главное, ни слова лжи.

Плакат 1920 года «Куда девает хлеб Врангель».

Белая армия, чёрный барон. Были ли у генерала Врангеля шансы отстоять Крым?
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
  • Опубликовано: 3 месяца ago on 28.08.2017
  • Последнее изменение: Август 27, 2017 @ 10:16 пп
  • Рубрика: История
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Флорентий Павленков — основатель серии ЖЗЛ

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up