Loading...
You are here:  Home  >  История  >  ВОВ  >  Current Article

Бой за остров Сухо

Опубликовано: 15.01.2018  /  Нет комментариев

Остров Сухо в наши дни

На пути большой транспортной магистрали из Новой Ладоги в порт Осиновец в 20 километрах от южного берега озера затерялся крошечный остров Сухо, заложенный Петром I. Легенда гласит, что однажды царь, проходя на своем яле Волховскую губу и сев там на мель, воскликнул: «Тут же сухо!» – и велел основать остров на месте открытой им отмели.

Самоходная десантная баржа-понтон типа Зибель

Зибель на Ладожском озере

Отныне все проходящие по этому пути суда должны были оставлять камни на новом острове, который назвали Сухо. Так появился рукотворный остров в форме подковы размером 90 на 60 метров с бухтой на юго-восточной безветренной стороне.

В 1941 году остров Сухо превратился в важный стратегический объект, который позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера, Дороги жизни, а также прикрывал подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии. Гарнизон островка составлял 70 человек при трёх 100-мм орудиях и трёх ДШК.

Командовал гарнизоном старший лейтенант Иван Константинович Гусев. Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В ее задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и нашим тылом.

В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде десантные паромы-плашкоуты типа «Зибель», созданные в своё время для десанта в Англию через Ла-Манш. Зибеля собирались из двух половин-понтонов на манер катамарана. Скрепляла половинки покрытая деревянным настилом стальная палуба. На ней располагалась бронированная 10-мм листами стали рубка, служившая пунктом управления и пристанищем для офицеров. Каждый из понтонов мог перевозиться по отдельности на железнодорожной платформе. В артиллерийском варианте на Зибель устанавливали три-четыре 88-мм зенитные пушки и пару 20-мм автоматов, в десантном – одну 37-мм и две 20-мм зенитки. Десантный Зибель брал на борт до 60 тонн груза или до 200 человек десанта. Автором проекта был Подполковник Люфтваффе Фриц Зибель. Он же и командовал флотилией этих барж в ходе операции «Бразиль».

Полковник Зибель

Подполковник Зибель (в центре) наблюдает за сборкой барж своего имени на Ладоге.

Иван Константинович Гусев

В ночь на 22 октября 1942 года немецкая флотилия под прикрытием финских и итальянских катеров вышла из Лахденпохьи. Это был отряд, состоявший из 16 барж, оснащённых в общей сложности двадцать одной пушкою 88-го калибра, девятью пушками 37-миллиметроого калибра и ста тридцатью пятью 20-миллиметровыми Эрликонами. С учётом участия в ней ещё семи десантных катеров, всего в операции «Бразиль» участвовало 23 вражеских судна. Кроме того, поддерживать действия судов и десанта должны были 15 самолетов. Вражескую флотилию обнаружили около семи часов утра, когда она находилась в пяти с половиной километрах от острова Сухо.

Сильный шквалистый ветер, снег и крутая волна мешали защитникам Сухо определить точный состав сил противника. Через пять минут после обнаружения вражеской флотилии сопровождающие ее самолеты, Ме-109 и Ju-88, открыли огонь по острову. Никто не мог даже предположить, что в таких плохих погодных условиях фашисты введут в бой авиацию. За считанные минуты самолеты противника при поддержке корабельной артиллерии разрушили антенну, лишив гарнизон связи с командованием, и здание маяка, где находился командный пункт батареи. Неприятель вел огонь из 88-миллиметровых орудий и автоматических Эрликонов. Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов.

Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.

Наградной лист старшего лейтенанта Гусева

Старший лейтенант Гусев, несмотря на четыре ранения руководил боем, и только пятое вывело его из строя.

Отважный комендант острова был направлен в госпиталь. Скромный, застенчивый, он не любил рассказывать о событиях, развернувшихся на Сухо 22 октября. О героическом поведении командира рассказали военным журналистам его бойцы. За мужество, проявленное в бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.

Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых – 8 человек, тяжелораненых – 16, легкораненых – 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51 она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях во время прорыва блокады. Говорят, что среди моряков-ладожцев баржа получила прозвище «лысая сволочь».

Источник

Бой за остров Сухо
Средняя оценка: 5. Голосов: 1

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Бизнес под сенью свастики, или Кого не судили в Нюрнберге

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up