Loading...
You are here:  Home  >  Военное дело  >  Вооружение  >  Current Article

Долгожданный «Тайфуненок»: как новая бронемашина утрет нос американскому солдату

Опубликовано: 20.10.2015  /  Нет комментариев

Tayfunenok

В каком-нибудь автожурнале наверняка бы написали: «Появление этого автомобиля в линейке одноклассников было ожидаемым». В российской армии новый перспективный бронеавтомобиль КамАЗ-53949, получивший название «Тайфуненок», действительно ждали: ниша скоростного и хорошо защищенного броневика была практически не заполнена.

Хорошо вписавшийся в армейский строй автомобиль «Тайфун», который многим запомнился по параду на Красной площади в честь 70-летия Великой Победы, уже активно и успешно эксплуатируется в Вооруженных Силах. Но при всех своих положительных качествах это достаточно громоздкий бронированный автомобиль, выполняющий задачи определенного порядка – большей частью для перевозки личного состава в боевых условиях.

«Старший брат» «Тайфун» производится в двух модификациях – КамАЗ и «Урал», соответственно с литерами «К» и «У». И так необходимый в армии вариант более шустрого небольшого броневичка, который был представлен недавно на Дне инноваций Южного военного округа в Ростове-на-Дону, получил свое название благодаря производителю.

Идея о получении на вооружение российской армии бронеавтомобиля такого класса давно витала в воздухе. Более того, попытки его создания велись многими годами ранее. Предполагалось, что производить бронеавтомобиль будут на базе итальянского «Ивеко». Вначале концерн «КамАЗ», а затем и Минобороны закупили 12 «макаронников», как успели их прозвать в армии. В последующем предполагалось, что их сборка будет проходить в Воронеже и должны были собрать вначале 1775 автомобилей «Рысь» (такое название получил «итальянец» в России), а потом и все 3000.

Но идея зачахла с уходом с поста министра обороны Анатолия Сердюкова. Новое руководство Министерства обороны справедливо решило, что подобного класса автомобиль для армии и его запчасти из страны, входящей в не совсем нам дружественный блок НАТО, как-то не особо вписываются в концепцию национальной обороны. И, нужно заметить, будто в воду смотрели. Нынешние санкции некоторых западных стран и последовавшая за ними концепция импортозамещения могли полностью заглушить ивековские моторы.

Мог бы занять место в армейском строю и отечественный бронированный автомобиль повышенной проходимости «Тигр». ГАЗ-2330 с двигателем ЯМЗ-5347 производился на Арзамасском машиностроительном заводе. Было выпущено 50 автомобилей, которые и сейчас стоят на вооружении армии, но «Тигр» не особо прижился в армии, по крайней мере так и не стал массовым. Вооруженные Силы надеялись получить другой бронеавтомобиль, который может использоваться для решения различных задач: перевозки личного состава, небольших грузов, сопровождения автоколонн. Способный стать санитарной, разведывательной, командно-штабной или машиной иного класса. При необходимости использоваться как техника РХБЗ – с соответствующей защитой от радиационного и химического воздействия.

Именно таким и является бронеавтомобиль КамАЗ-53949 «Тайфуненок», в котором сочетаются быстроходные качества, бронированная защита и возможность размещения вооружений. Образно говоря, некий американский аналог в виде «Хамера», ему в подметки не годится. И «паркетника», в отличие от заокеанского собрата, из такого бронеавтомобиля не соорудишь. Наш – только для боя!

«Такого автомобиля нам очень не хватало в Афганистане, – рассказывает бывший начальник автобронетанковой службы ВДВ полковник Сергей Марков, который служил в 103 ВДД в 1987–1989 годах в Кабуле. – Да, БТР-80 и БМП-2 были хороши в любых условиях горно-пустынной местности и редко подводили. Часть «Уралов» мы обвешивали броней по кабине и кузову, но это было малоэффективное средство защиты, только от пуль калибра 7,62 мм. А вот УАЗ-469 вообще лучше было не выпускать за пределы гарнизона : его и ветром пробивало, не то что пулями. Доходило до того, что для сопровождения мусоровоза или санитарной машины в госпиталь в целях безопасности отправляли целый БТР. Новый бронеавтомобиль, как мне кажется, будет весьма эффективен, причем как в прифронтовой полосе, так и на самом поле боя. Я посмотрел его характеристики – крепкий парень получился!».

«Тайфуненок», как упоминалось, разработан автостроительной компанией «КамАЗ» с использованием уже существующих узлов и агрегатов. Грузовое шасси КамАЗ-53949 с колесной формулой 4х4. На него монтируется бронекорпус оригинальной конструкции, в котором используются технологии «Тайфуна» – современная комбинированная защита на основе металлических листов и керамических элементов. Автомобиль имеет баллистическую защиту третьего уровня, что позволяет защитить экипаж от бронебойных пуль калибра 7,62 мм.

Также в конструкции машины предусмотрена защита от взрывных устройств, способных сохранить жизнь находящихся внутри людей при подрыве на боезаряде эквивалентом в восемь килограммов тротила. К слову, расчет защищенности бронекорпуса произведен в Федеральном ядерном центре в Сарове, а броню проектировал НИИ стали.

При подрыве бронеавтомобиля взрывная волна гасится за счет V-образного днища и прикрепленных к потолку кресел, позволяющих надежно фиксировать человека и поглощать энергию взрыва. Даже после подрыва «Тайфуненок» сможет проехать еще как минимум 50 километров за счет оснащенных специальными вставками шин, оборудованных системой автоматической подкачки воздуха и регулируемого давления до 4,5 атмосфер.

У «Тайфуненка», что следует даже из названия, меньшие габариты и несколько иные характеристики, чем у «взрослого» «Тайфуна». Внутри броневого корпуса – места для командира и водителя, а также для десанта из восьми человек. По сути, бронеавтомобиль способен транспортировать общевойсковое отделение.

«Многоцелевой «Тайфуненок» создан для решения широкого круга транспортных и боевых задач: его планируют использовать для охраны и сопровождения колонн, санитарной перевозки, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки. Кроме того, броневик можно применять как разведывательную и командно-штабную машину, а также машину огневой поддержки», – сообщает пресс-служба Южного военного округа.

Броневик «Тайфуненок», как заявлено, оснащается дизельным двигателем Cummins 6ISBe 350 мощностью 350 л. с. Трансмиссия предполагает автоматическую коробку передач, раздаточные коробки и другое оборудование. Четырнадцатитонный автомобиль с таким «движком» способен развивать скорость свыше 100 км/ч, в том числе и по проселочным дорогам. Здесь можно остановиться не только на ТТХ двигателя. Основное производство этих всемирно известных моторов находится в Китае, а поставляет их и запчасти Русско-Китайская торговая палата, которая является гарантом надежного обеспечения моторесурса бронеавтомобиля. При выборе двигателя для «Тайфуненка», помимо весьма достойных технических показателей, сыграла роль и цена – около 610 тысяч рублей, что существенно ниже тех же итальянских моторов.

Двигатель Cummins 6ISBe 350 оснащен турбонагнетателем с перепускным клапаном турбины с электронным управлением, который создает идеальный воздушный поток во всем рабочем диапазоне путем предотвращения чрезмерного давления наддува. Двадцатичетырехклапанная головка цилиндров оптимизирует топливовоздушную смесь для получения лучшей приемистости.

Вертикально установленные форсунки расположены по центру камер сгорания, что способствует лучшим условиям сгорания топлива. Изменяющийся момент опережения впрыска идеально соответствует конфигурации двигателя. Двигатели этой серии имеют ряд преимуществ и в техническом обслуживании, что снижает эксплуатационные расходы. Например, низкий расход масла – интервалы между ТО до 60 000 километров.
Для сокращения времени высадки-посадки десанта у «Тайфуненка» в задней части корпуса имеется дополнительная дверь, которая оборудована автоматически откидывающейся лестницей.

Обитаемое пространство броневика герметично, а на случай химической или газовой атаки внутри установлена фильтровентиляционная установка воздуха, которая уничтожает отравляющие вещества. На машине установлен комплекс видеокамер, которые обеспечивают круговой обзор экипажу в бронемодуле и водителю машины при плохой видимости через бронированные стекла. Также с помощью этих камер пулеметным комплексом могут управлять стрелок в машине и оператор в штабе, получающий видеоизображение в реальном времени по спутниковому каналу связи.

В числе вооружений «Тайфуненка» специальный пулемет, способный самостоятельно уничтожать противника, обнаружив его посредством комплекса разведывательных средств, в том числе и в инфракрасном диапазоне.

Согласитесь, что при всех перечисленных боевых качествах этого бронеавтомобиля уменьшительно-ласкательный суффикс в названии ему не совсем подходит. Сошло бы, например, «Тайфун-младший».

Виктор Сокирко

Источник

 

 

Долгожданный «Тайфуненок»: как новая бронемашина утрет нос американскому солдату
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Замена для «Грача»: каким будет российский штурмовик будущего

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up