Loading...
You are here:  Home  >  История  >  Current Article

К-129: вопросы остаются…

Опубликовано: 09.10.2017  /  Нет комментариев

Драматичный эпизод холодной войны раскрывает свои тайны.

Спецоперации ВМС США в годы холодной войны и в настоящее время, выполняемые атомными субмаринами специального назначения, покрыты тайной секретности, о них мало кто знает и пишет. В ходе одной из таких спецопераций на дне Тихого океана была обнаружена погибшая в 1968 году подводная лодка К-129. Гибель этой субмарины со всем экипажем проходит отдельным печальным событием в истории подводного флота СССР и России. Причина гибели неизвестна до сих пор, как, впрочем, и обстоятельства гибели в этот же злополучный год американской субмарины «Скорпион». В этой подводной эпопее, в которой «засветились» субмарины специального назначения ВМС США «Хэлибат», «Си Вулф» и «Парч», до сих пор много темных пятен. Автор этой статьи все же попытался приоткрыть часть из них.

ГИБЕЛЬ РАКЕТОНОСЦА

Гибель экипажа подводного ракетоносца К-129 остается одной из самых драматичных в истории холодной войны. Об этом трагическом происшествии уже писали газеты, и не один раз, снята серия документальных фильмов. Я не мог не взяться за эту тему, поскольку накопил много достоверной информации. Помимо того, что сам являюсь ветераном-подводником, у меня сложились партнерские и личные отношения с одним из лучших продюсеров мирового документального кино Майклом Вайтом, создателем знаменитого фильма «Азориан. Подъем К-129». Это неординарный фильм, который хорошо известен в системе интернет-показов. Его посмотрели зрители многих стран.

В России фильм не демонстрировали. Однако с согласия Майкла я показал фильм в Калининграде в Музее Мирового океана для ветеранов подводного флота и таким образом узнал мнения и суждения заслуженных подводников России, в том числе служивших на данном проекте субмарины. Копию фильма кинокомпания MICHAEL WHITE FILMS разрешила передать в Москву Ирине Журавиной, вдове старшего помощника командира подводной лодки К-129 Александра Журавина, чтобы она и родственники погибшего экипажа смогли посмотреть его и обсудить.

История создания фильма заслуживает отдельного акцента. Он стал возможен, потому что один из членов экипажа американского судна «Гломар Эксплорер», пытавшегося в 1974 году тайно поднять нашу затонувшую субмарину на поверхность, прежде чем умереть, передал киношникам секретную кинопленку, пролежавшую под его кроватью более 30 лет. Это своего рода ноу-хау фильма, потому что до этого не было документальных свидетельств реальности произошедшего события. Документальные кадры сопровождают весь фильм, и в этом его ценность. Майкл Вайт, продюсер и владелец кинокомпании MICHAEL WHITE FILMS, сам по себе неравнодушный человек, он очень уважает погибший экипаж и до сих пор самостоятельно выясняет причину его гибели. Он тратит собственные деньги и, возможно, сделает еще один фильм «К-129. Последние дни», где расскажет о причинах катастрофы.

НТВ и компания «Соналист Студиоз» (США) создали свой совместный вариант фильма на эту тему под названием «Операция Дженифер. Тайна гибели К-129». Далее за подобный фильм брались ГТРК и другие компании, но у них нет этих уникальных кадров кинопленки одного из очевидцев событий. Съемка велась с 12 камер, вмонтированных в специальные клешни, опускаемые на дно, с помощью которых «Гломар Эксплорер» захватил на дне Тихого океана на глубине 5 км субмарину К-129.

Погибшая подводная лодка «Курск» была на глубине всего 107 м, и мы помним, как сложно было ее поднять. А здесь 5км!!! И это был 1974 год!!! Это была уникальная с точки зрения технологических разработок спецоперация. Задействовали даже немецких ученых, разработавших специальную систему гидростабилизации для удерживания огромного судна в океане точно над местом катастрофы К-129. По финансовым затратам она также не имела аналогов, разве что с сопоставимыми затратами для полета на Луну. Но американским военным очень уж хотелось достать наши шифр-коды и фрагменты новой на тот период времени баллистической ракеты Р-21, поэтому и пошли на эту затратную авантюру. Кстати, у Майкла Вайта и название этой секретной операции реальное «Азориан», а не «Дженифер», как ее обычно называют в СМИ.

ЗАПОМИНАЮЩАЯСЯ ВСТРЕЧА

Все, что связано с гибелью в 1968 году подводной лодки К-129 проекта 629 с тремя баллистическими ракетами – бортовой номер 574, заслуживает особого внимания. Понятно, что лучше всех эту историю знают родственники и друзья погибшего экипажа. Поэтому я в свое время сразу же принял предложение контр-адмирала Станислава Беляева познакомиться с вдовой старпома этой подлодки Ириной Георгиевной Журавиной, которая впоследствии предоставила мне часть своего архива. Во время ее первой поездки в Калининградскую область в Музее Мирового океана на борту подводной лодки Б-413 и НИС «Витязь» мы обсудили одну из глав моей недавно вышедшей электронной книги «Схватка на дне…», где речь шла о К-129 и о том, как ее на дне Тихого океана обнаружили американцы. Представьте, огромный Тихий океан, по непонятной причине гибнет К-129, и ее очень быстро обнаруживают американцы. Это очень странно…

Ирина Журавина, вдова старпома К-129, в гостях у калининградских подводников на трапе Б-413 Музея Мирового океана. 	Фото предоставлено автором
Ирина Журавина, вдова старпома К-129, в гостях у калининградских подводников на трапе Б-413 Музея Мирового океана. Фото предоставлено автором

Я зачитал Ирине Георгиевне и всем присутствующим четвертую главу «К-129 – «Гольф», уделив особое внимание тем местам, где речь шла о муже, старпоме субмарины Александре Михайловиче Журавине, капитане второго ранга. В пятой главе я зачитал эпизоды о технологии обнаружения субмарины К-129 на дне Тихого океана с помощью глубоководного аппарата, управляемого с подводного атомохода специального назначения ВМС США «Хэлибат». Ирина Георгиевна внимательно слушала меня, изредка поправляя текст, где речь шла об экипаже и… глубине (у меня в книге была указана глубина 5500 м) – ведь она вопреки всем сложностям, а иногда и пакостям отдельных военных чиновников побывала на месте гибели своего мужа в Тихом океане, видела навигационную карту. Так вот с ее слов глубина там ровно 5000 м. О ней самой, ее женском подвиге, замечательно написал известный российский писатель-маринист Николай Черкашин в статье «Венок «железной леди». Мой рассказ лишь небольшое дополнение.

Ирина Георгиевна внимательно слушала, кивала головой, комментировала. Ей приходилось по нраву то обстоятельство, что я «камчадал» и все представляю в реальном свете. Некоторое время я жил в поселке Елизово, где находится аэропорт. Именно там она в последний раз видела мужа. Я зачитал ей выдуманные мною слова комдива В.А. Дыгало, который якобы спрашивает о ней у командира подлодки Владимира Кобзаря:

«– Старпом-то как? Проводил свою Ирину…

– Да. Он только вернулся из аэропорта. Говорит, аж до трапа провожал…»

Ирина Георгиевна прокомментировала: «Мой маленький сыночек остался у мамы во Владивостоке. Я спешила к нему. Саша находился среди провожающих. Удивительно, но он вдруг всех растолкал и прорвался на летное поле к самолету. Стоит под моим иллюминатором и… плачет. Я вообще его плачущим не видела, а тут он стоит и плачет. Я подумала про себя: «Может, не долечу?» Показываю ему: мол, уходи! Уходи! Так мы и расстались… навсегда. Не прощу себе, что думала тогда о своей судьбе».

Ирина Георгиевна дослушала мой рассказ до конца, заметив, что не знала, что самые старшие по возрасту были командир подводной лодки Владимир Кобзарь и его заместитель по политической части Федор Лобас – оба 1930 года рождения. Еще она сказала, что ей показывали американскую кассету о похоронах в море подводников первого отсека субмарины К-129, поднятых на поверхность, и ей не понравился капеллан, назвавший погибшую подлодку на ломаном русском языке «злополучной»…

«САМОЛИКВИДАЦИЯ»

Электронная книга «Схватка на дне…» только появилась. Но документальный фильм по этой книге, учитывая, что все основано на реальных событиях, я уже снял и в сложной конкурентной борьбе завоевал 1-е место на Х международном кинофестивале «Балтийские дебюты» в номинации документальное кино «Балтийский ракурс». Фильм получил название «Самоликвидация». Это мой своеобразный и персональный ответ на замечательный американский фильм «К-19» и, по сути, продолжение фильма Майкла Вайта «Азориан. Подъем К-129». Я недавно показал «Самоликвидацию» Майклу – он в шоке…

Вообще же я взялся писать и снимать об американцах по двум причинам. Во-первых, они не всегда правдиво пишут и снимают фильмы о наших подводниках. Во-вторых, меня поразило известие о том, что у них на подводных лодках специального назначения в носовой и кормовой частях была заложена… взрывчатка. А в каюте капитана находилась… кнопка самоликвидации. Вы можете себе это представить? Какое нужно иметь самообладание, хладнокровие, чтобы служить на таких субмаринах. Доказать, что именно так и было, непросто. В фильме я привожу текст письма одного из членов экипажа, из которого следует, что так и было…

Американская подлодка «Хэлибат» стала известна в основном благодаря участию в спецоперациях против советского флота. 	Фото с сайта www.navsource.org
Американская подлодка «Хэлибат» стала известна в основном благодаря участию в спецоперациях против советского флота. Фото с сайта www.navsource.org

Я хочу подчеркнуть, что все это происходило в мирное время. Знаю не понаслышке, что на наших подлодках таких ужасных устройств не было. Хотя советские подводники к подобным сценариям морально были подготовлены гораздо лучше, чем американцы. Я зауважал американских подводников с субмарин специального назначения, таких как «Хэлибат», «Си Вулф», «Парч». Чтобы не было восхищения только от американцев, следует заметить, что наши подводные лодки специального назначения не хуже американских, а по некоторым параметрам их превосходят. Но об их деятельности у нас не принято говорить, а тем более писать.

На встречах с читателями, где мы обязательно смотрим фильм «Самоликвидация», мне часто задают вопрос «Как я могу рассказывать про американских подводников, не послужив на их субмаринах?». Мне, имевшему непосредственное отношение к подводной службе, не составляет особого труда описать жизнь, быт, профессиональные особенности американских подводников. Суть одна и та же. Есть некоторые различия в терминологии. У нас командир – у них капитан. У нас центральный пост – у них мостик и так далее. К тому же об этом в последнее время было немало фильмов, да и Интернет покажет вам все подробно и изнутри. Работая над фильмом, я провел большую исследовательскую работу и думаю, что не разочарую ни наших, ни американских подводников. Все эпизоды, происшествия, взятые в основу книги и фильма, реальные. Они в разное время происходили на американских атомных субмаринах спецназначения «Хэлибат», «Парч», «Си Вулф» и объединены у меня в одной подлодке с названием «Гоуст», что в переводе с английского языка означает призрак.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ПРИЗРАКА»

Экипажу американской субмарины специального назначения «Хэлибат» была поставлена конкретная задача: прибыть в заданный район Тихого океана и произвести поиск К-129 с помощью дистанционно управляемого глубоководного аппарата, прозванного подводниками «рыбкой». После обнаружения нашей субмарины на дне Тихого океана эта «рыбка» сделала фотоснимки, которые и легли в основу доклада руководителей военно-морской разведки и ныне здравствующего Генри Киссинджера президенту США для принятия им секретного решения о проведении уникальной операции по подъему на поверхность нашей подлодки К-129.

Операция была засекречена. Здесь много нюансов, в том числе моральных. Они не имели морального права беспокоить прах погибших – ведь любая субмарина с экипажем на дне – это «братская могила». Американцы, когда все в итоге вскрылось, обосновывали свои незаконные действия по проникновению в нашу «братскую могилу» тем, что СССР официально не объявил о гибели К-129. В этой связи актуален еще один эпизод, который практически не освещался в СМИ. На одном из снимков, сделанном глубоководным аппаратом, рядом с затонувшей подлодкой К-129, были запечатлены… останки нашего подводника. Разве можно было беспокоить его прах? Но они побеспокоили – слишком большой был соблазн получить наши секретные документы, шифр-машину с кодами, образцы ядерного оружия.

В этом деле вообще возникает много вопросов, но ответы на них могут быть получены только от непосредственных участников тех или иных действий. А они и сегодня немы, как рыбы. Кларенс Мур, командир американской субмарины «Хэлибат», прославившийся именно за счет эпопеи с К-129, побывал в нашей стране во время встречи вдов погибших подводников К-129 и американской АПЛ «Скорпион» в Санкт-Петербурге. С ним беседовала Ирина Журавина. Но он ей ничего не сказал, а лишь скрестил пальцы у своих губ, показывая этим знаком, что ничего никогда не расскажет. Он якобы до сих пор под присягой…

Я бы также задал ему технический вопрос: как им удалось отыскать «иголку в стоге сена»? Представьте, огромный Тихий океан, и они четко выходят на место гибели К-129. Невероятно! Якобы они вычислили координаты по характерным при крушении подводных лодок звукам, зафиксированным специальной стационарной подводной системой слежения и обнаружения подводных целей. Если бы эта система была столь эффективна, то они бы с ее помощью спокойно отслеживали наши подводные лодки на всех морских просторах. В действительности же американские субмарины подкрадываются к корме наших подлодок, полагая, что на кормовых курсовых углах их невозможно обнаружить. Они, таким образом, сближаются на опасные дистанции, рискуя столкнуться с российскими подлодками при проверке нашими экипажами наличия слежения. При этом российская подлодка производит сложное подводное маневрирование на обратный ход. Этот маневр известен американцам, и они всегда его боятся. Возможно, причиной гибели К-129 и является столкновение при проверке отсутствия слежения с более везучим в этой ситуации американским атомоходом. На данный момент больше всего подозрений в адрес субмарины «Суордфиш», которая зашла на ремонт в японский порт Йокосука. Но это могла быть и другая американская субмарина. Становится понятно, откуда у них появились такие точные координаты места гибели нашей подлодки: северная широта 40 градусов 05 минут, восточная долгота 179 градусов 57 минут.

В доказательство версии о подводном столкновении субмарин можно привести аналогичную ситуацию с К-219, затонувшей после столкновения с американским подводным атомоходом в 1986 году недалеко от побережья США. Место гибели К-219 также известно точно. Майкл Вайт приблизился к очередной версии причин гибели К-129, но на данный момент ни американская, ни российская стороны не проявляют интереса к раскрытию официальной информации. Может это связано с тем, что через непродолжительное время после гибели русской К-129 в том же 1968 году при до сих пор не выясненных обстоятельствах погибла американская субмарина «Скорпион»…

Якобы существует договоренность между нашими странами не трогать обе эти истории. Это не устраивает родственников погибшего экипажа К-129. Остается надеться только на таких энтузиастов, как Майкл Вайт, в доказательство чего я эксклюзивно привожу здесь его последнюю наработку. А именно фотографию К-129 на дне.

ФОТОСВИДЕТЕЛЬСТВО

Эта фотография уже позволила получить мнения специалистов подводного флота, которые проходили службу на 629-м проекте. Они отмечают, что разрушения в кормовой части ограждения рубки субмарины очень значительные, что полностью уничтожены ракетные шахты № 2 и 3, а шахта №1 деформирована и смята. Скорее всего такие разрушения были получены при внешнем воздействии – ударе по кормовой части рубки форштевнем корабля (судна) или корпусом подводной лодки. Таким образом, фотография подтверждает или не исключает возможные причины гибели К-129 от столкновения с кораблем (судном) или подводной лодкой. Также возможна гибель субмарины от разрушения одной из ракетных шахт и поступления воды в прочный корпус через эту шахту, как это было на К-219 после столкновения с американской подлодкой у побережья США.

Могут ли иметь место повреждения такого характера при применении против К-129 торпедного оружия с американской субмарины, производившей слежение? К этой версии подходит информация о «длительных акустических сигналах»: приняв их за работу стартового двигателя ракеты на К-129, противник мог применить торпедное оружие на поражение для срыва ракетной атаки. Это смелая версия, как и в случае с подводной лодкой «Курск», где одна из неофициальных версий предполагает, что командир американской субмарины, не понимая, что «Курск» проводит обычную учебную стрельбу торпедой в полигоне боевой подготовки, подумал, что подводный звук от открытия крышек торпедных аппаратов означает торпедную атаку по американской субмарине, и произвел пуск своей торпеды по «Курску» на упреждение…

Документалисты дают право высказаться любому специалисту, как это сделали в фильме Майкла Вайта контр-адмирал Владимир Дыгало, бывший командир дивизии, в которую входила подводная лодка К-129, и бывший главный штурман ВМФ СССР контр-адмирал Валерий Алексин. Они оба придерживаются мнения о непреднамеренном столкновении с ней американской субмарины «Суордфиш», в результате чего К-129 и затонула. Вот – коротко и ясно.

Майкл Вайт детально показал в своем фильме технологию подъема нашей субмарины с глубины 5 км. При этом видно, что кормовая часть К-129 оторвана и лежит отдельно от основного корпуса. При подъеме у поверхности океана произошла поломка «подводных клешней» судна «Гломар Эксплорер». Корпус субмарины с баллистическими ракетами выскользнул… и погрузился обратно на дно на глубину 5 км. Все ждали ядерного взрыва от удара боеголовок об дно океана, но его не последовало – советская техника всегда была весьма надежной, даже в этом экстраординарном случае. В клешнях осталась только носовая часть К-129 с шестью подводниками на борту, которых американцы и похоронили в океане…

НОВЫЙ ПОВОРОТ

На этом месте можно ставить точку, но, как оказалось, есть продолжение сюжета, как раз и позволившего снять документальный фильм «Самоликвидация». После публикации одного из интервью в газете «Комсомольская правда» о моем творчестве мне позвонил бывший заместитель начальника Семипалатинского полигона полковник запаса Анатолий Корчагин и рассказал, что однажды в 70-х годах прошлого века к нему на полигон доставили два подводных контейнера, оставленных американской субмариной на дне Охотского моря. Они были длиной 6 м и имели диаметр 1 м 40 см. Для устойчивого нахождения контейнеров на дне снизу были приварены металлические «лыжи». Сбоку крепилась штанга, на которой находился двигающийся вверх и вниз плутониевый аккумулятор, каких у нас на вооружении еще не было. Аккумулятор двигала вверх пенопластовая конструкция таким образом, чтобы он не попал в ил и всегда мог находиться выше контейнера. На концах цилиндрической поверхности контейнеров располагались полусферы, закрепленные специальными шайбами, развинтив которые можно было проникнуть внутрь. Полковник продемонстрировал мне одну из этих шайб, прихваченную им на память об этой истории, а также муфту крепления к контейнеру кабеля от плутониевого аккумулятора, а также главное вещественное доказательство – фрагмент самого контейнера толщиной 10 мм, комментируя: «Видите, фрагмент контейнера и сегодня выглядит как новенький, не ржавеет».

На контейнерах было четко написано: «Собственность правительства США». Надо сказать, что своим клеймением американцы уже не раз рассекречивали сами себя. Так было и на этот раз. Этот контейнер для скачивания секретной информации был поставлен рядом с подводным кабелем военно-морского флота водолазами субмарины ВМС США «Хэлибат», которая, как я уже рассказывал ранее, до этой спецоперации обнаружила К-129 на дне Тихого океана. Общение с полковником позволило мне сделать его главным свидетелем событий в фильме «Самоликвидация». Дело в том, что представители СМИ, а также многие командиры подводных лодок воспринимали мой сюжет как фантастику. Ну, мало ли, что писатель Самойлов нафантазировал. Но когда в сюжете появился Анатолий Корчагин с вещественными доказательствами и дотошным знанием всех деталей и нюансов операции «Камбала» по вскрытию американской спецоперации в Охотском море, все сомнения развеялись.

Семипалатинский полигон для разборки контейнеров, поднятых нашими специалистами ВМФ и КГБ со дна Охотского моря, был выбран не случайно. Металлическое цилиндрическое устройство, похожее на эти контейнеры, было найдено у побережья Ливии. Во время разборки в присутствии офицеров генштаба оно взорвалось. Были человеческие жертвы. Планировалось прибытие Муамара Каддафи, но он задержался и опоздал, поэтому и не пострадал. Вероятно, это было покушение, рассчитанное на любознательность и неординарное поведение главы государства.

Поначалу наши военспецы воспринимали контейнеры как водородную бомбу и предприняли соответствующие меры предосторожности по разминированию. Было принято решение о поочередной разборке контейнеров в горизонтальной шахте для испытаний ядерного оружия. Привлеченные для этой сложнейшей операции специалисты представляли разные учреждения Министерства обороны и были весьма профессиональны. Им тут же дали клички: «слухачи» – те, кто выявляет первые общие признаки внутреннего устройства контейнера, и «нюхачи» – те, кто выявляет взрывчатые вещества. «Слухачи» просверлили отверстие в корпусе контейнера и запустили в него микровидеокамеру. Убедившись, что визуально внутри контейнера ничего опасного не выявлено, они расширили отверстие. Тут же за дело взялись «нюхачи». Они зафиксировали отсутствие химических компонентов взрывных устройств и предложили вскрыть корпус, развинтив все шайбы полусфер. В последний момент отделения от основного корпуса была замечена сварка на полусферах, которая не вписывалась в общую суперсовременную конструкцию. Предположили, что там вмонтировано взрывное устройство, которое сработает при отделении полусфер. Все ожидали худших последствий, но взрыва не произошло, что позволило добраться до внутренних электронных блоков, на каждом из которых, так же как и везде, было четко написано «Собственность Правительства США». Всех удивил прежде всего блок питания, сделанный из плутония, который позволял аппаратуре находиться в автономном режиме… 20 лет. Все это рассказал мне полковник запаса Анатолий Корчагин, тихо и мирно живущий в славном городе Калининграде. Без его рассказа не было бы моего фильма «Самоликвидация», который, как я уже сказал, является продолжением эпопеи о К-129…

Проходят годы. Вопросы о гибели подводного ракетоносца К-129 до сих пор остаются. Мне представляется, что каждый, кто может узнать и сообщить родственникам погибшего экипажа хоть какие-то новые сведения, обязан это сделать. Это святой долг перед ними и погибшим экипажем.

Валерий Александрович Самойлов – писатель, капитан 2 ранга запаса, участник боевых действий, ветеран-подводник.

Источник

К-129: вопросы остаются…
Средняя оценка: 3.7. Голосов: 3

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

BBC: «остров смерти» Мудьюг – британский концлагерь, существовавший в России

Читать далее →
Scroll Up

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup