Loading...
You are here:  Home  >  Военное дело  >  ВПК  >  Current Article

Курьеры с десантом

Опубликовано: 03.04.2018  /  Нет комментариев

Высота две тысячи метров, стабильные курс и скорость — тяжелый транспортник Ил-76МД с бронетехникой проходит над точкой выброски. По сигналу штурмана в хвосте распахивается трехстворчатый грузовой люк. Спустя секунды из него выскальзывает белый купол вытяжной парашютной системы.

Наполнившись воздухом, он длинным тросом срывает с креплений 13-тонную боевую машину десанта, разгоняет ее по металлическим роликам и мягко выдергивает в облака. Вслед за ней за обрезом рампы исчезают вторая и третья. Люк захлопывается. Полегчавший на сорок тонн самолет резко задирает нос и с креном ложится на обратный курс. Легендарные «семьдесят шестые» — костяк парка Военно-транспортной авиации ВКС России, в который также входят легкие Ан-26, средние Ан-12 и сверхтяжелые Ан-124 «Руслан». О настоящем и будущем этих самолетов, а также о перспективных машинах, что придут им на смену, — в материале РИА Новости.

Новый старый Илюша

Российские ВКС эксплуатируют более сотни тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД советской постройки, не считая спецбортов.

Сегодня это основной самолет ВТА, предназначенный для транспортировки войск и высадки воздушных десантов.

Один «семьдесят шестой» способен забросить в тыл противника 126 вооруженных десантников или три единицы бронетехники.

«С точки зрения технологий точного десантирования «Ильюшин» — номер один в мире, — рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор «Ильюшина» Алексей Рогозин. — То, на что способны ильюшинские самолеты, повторить никто не может. Начиная с десантирования со сверхмалых высот от двух метров и заканчивая выброской в сложных метеоусловиях».

Горбатый, Илюша — так его называют. А еще Улыбайка — за характерную форму остекления штурманской кабины. Илюша — бывалый ветеран, прошедший пекло локальных конфликтов.

Только во время войны в Афганистане на его долю пришлось около 15 тысяч рейсов.

В СССР «семьдесят шестые» собирали в Ташкенте, сейчас производство перспективной модификации Ил-76МД-90А локализовано на ульяновском предприятии «Авиастар-СП».

Крупный госзаказ Минобороны взбодрил гигантский завод, который после распада Советского Союза перебивался текущим ремонтом Ан-124, небольшими сериями строил пассажирские Ту-204.

Приехав сюда, понимаешь, что более подходящего места для производства тяжелых грузовых самолетов найти сложно. Сотни гектаров крытых производственных площадей, огромные ангары, собственный аэродромный испытательный комплекс, тысячи квалифицированных инженеров и рабочих…

Из открытых лючков стоящих на стапелях центропланов спускаются толстые жгуты разноцветных кабелей, пахнет свежей грунтовкой. В соседнем корпусе аккуратно разложены новенькие консоли крыла, стрингеры, нервюры, элементы фюзеляжей и стойки шасси.

Когда-то в этих цехах были произведены две трети всех «Русланов».

«Несмотря на схожую внешность и название, Ил-76МД-90А существенно отличается от Ил-76МД, — отмечает Алексей Рогозин. — Фактически это другой самолет. У него много нового: двигатели, крыло, авионика. Машину делают с нуля. Наша главная задача — раскрутить производство в Ульяновске на полную мощность. В этом году рассчитываем передать Минобороны три борта, в следующем — еще пять. Параллельно с Ил-76МД-90А Ульяновск также строит конвертируемые летающие топливозаправщики Ил-78М-90А, которые можно прямо «в поле» переоборудовать под грузовые задачи».

Под крылом Ил-76МД-90А вместо старых двигателей Д-30КП-2 подвешены мощные, экономичные и малошумные ПС-90А-76, существенно увеличившие максимальную дальность полета.

В кабине пилотов — шесть стеклянных цифровых дисплеев, на которые выводится информация о работе всех систем. Установили новейшее цифровое пилотажно-навигационное оборудование, а рабочее место штурмана оборудовано многофункциональным индикатором.

Семейная черта «семьдесят шестых» — непревзойденная универсальность. Они идеально подходят для быстрой переброски войск, вооружений и техники, эвакуации раненых и доставки габаритных грузов, не боятся регионов с экстремально жарким или холодным климатом, высокогорья.

Благодаря особой конструкции крыла для взлета и посадки, машине хватает рекордно короткой полосы — всего около полутора километров.

Пневматики мощного 20-колесного шасси готовы к встрече не только с аэродромным бетоном, но и с грунтом или ледовым панцирем арктических морей.

Пока развертывается производство новых машин, в Вооруженных силах России продолжается эксплуатация существующего парка. По строевым Ил-76МД с 2018 года началась программа модернизации до версии МД-М. На самолеты ставят современные пилотажно-навигационные комплексы, меняют светотехническое, десантно-транспортное и бытовое оборудование, средства обороны и связи. После этого срок службы машины увеличивается на 15 лет.

Самолет Ил-78М-90А в Ульяновске © РИА Новости / Андрей Станавов

«Искусственно списывать строевые машины смысла нет — они прекрасно работают, — отмечает Рогозин. — Мы лишь продлеваем ресурс и модернизируем. Со временем доведем все до облика МД-М. Первый уже передали Минобороны в марте. Что касается новых машин с пермскими двигателями, то они будут пополнять парк и замещать устаревшие по мере необходимости». Нишу машин сверхтяжелого класса в ближайшие 20 лет должны закрыть «Русланы».

Их также планируют основательно освежить.

«Мы сейчас обсуждаем с Минобороны возможность глубокой модернизации парка Ан-124, — рассказал Рогозин. — Прежде всего, речь идет о бортовом радиоэлектронном оборудовании, пилотажных комплексах. Двигатель Д-18 оставим. Он не самый новый, но надежный и со своими задачами справляется».

При этом в Минобороны совместно с ильюшинцами уже приступили к проекту ПАК ВТА — перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации. Это сверхтяжелая широкофюзеляжная машина, которая в отдаленной перспективе должна прийти на смену «Русланам». Ее облик пока засекречен.

 
Младший брат

По оценкам экспертов, на долю средних транспортных самолетов в ВТА приходится до 80% объема перевозок. Сейчас эту нишу в ВТА занимает легендарный Ан-12 — турбовинтовой «старичок», впервые поднявшийся в небо более 60 лет назад. В распоряжении Минобороны России около полусотни таких машин.

Десантно-транспортный самолет Ан-12 © РИА Новости / Лев Поликашин

Когда-то революционный для своего времени самолет, открывший эру массового десантирования войск с техникой, сегодня безнадежно устарел. Сложнейшее управление, низкая эргономика кабины пилотов, капризное поведение на взлете и при посадке, неудачная компоновка систем.

По сложности пилотирования в «антоновской» линейке эти машины стоят на втором месте после Ан-22 с бустерным управлением.

Как ожидается, скоро Ан-12 сменит перспективный средний самолет Ил-276, по сути — уменьшенная версия «семьдесят шестого» с двумя двигателями ПС-90А-76 вместо четырех. Скоростная турбореактивная машина позволит сократить время доставки грузов и снизить себестоимость перевозок.

Перспективный средний военно-транспортный самолет Ил-276 © Предоставлено пресс-службой ПАО «Ил»

Поставить самолет «на крыло» ильюшинцы планируют уже в 2023 году. Надо отметить, Минобороны предъявило к машине довольно жесткие требования: возможность безотказной эксплуатации с грунтовых и неподготовленных аэродромов с короткой ВПП, в том числе в условиях Арктики.

«Сейчас мы активно работаем над проектной документацией. Уже в ближайшее время хотим выйти на испытания и запустить самолет в производство. Через год-два получим сертификат и подтвердим характеристики, — уверен Рогозин. — Внешне «двести семьдесят шестой» напоминает Ил-76, у него такое же сечение грузовой кабины, построенной по стандартам железнодорожных перевозок. Грузоподъемность — около 20 тонн. В грузовой отсек поместятся почти все образцы боевой техники, стоящие на вооружении».

Глава «Ильюшина» подчеркнул, что для экономии на техперевооружении и ускорения разработки Ил-276 максимально унифицируют с Ил-76. Новая машина позаимствует у «старшего брата» многие системы и агрегаты, доработанные комплексы бортового оборудования и радиоэлектронную начинку.

Изготавливать самолет будут также в Ульяновске — это позволит снизить расходы и на освоение самолета в производстве.

Боец в легком весе

Легкие Ан-26 советской постройки остаются одними из самых ходовых в ВТА. Чирок, Баржа, Самосвал — за 40 лет эксплуатации этим неприхотливым рабочим лошадкам придумали немало забавных прозвищ.

Большинство машин — далеко не новобранцы, они все чаще «оседают» на стоянках и в ангарах в ожидании очередного ремонта. Вопрос обновления парка «двадцать шестых» назревал давно и остро встал в 2015-м, когда Киев разорвал ВТС с Москвой.

Концерн «Антонов» отказался обслуживать самолеты «Ан» российских ВКС.

Вместе с Ан-26 поддержки разработчика лишилось все семейство «антоновских» машин: более двух десятков легких турбореактивных Ан-72, более полусотни средних Ан-12, несколько тяжелых Ан-22 «Антей» и свыше двух десятков супертяжеловесов Ан-124 «Руслан». Сегодня поддержкой исправности военных «Анов» вынуждена также заниматься Объединенная авиастроительная корпорация.

В качестве сменщика для Ан-26 Минобороны выбрало Ил-112В. Контракт на его разработку подписали в 2014-м, доверив постройку опытной партии Воронежскому авиазаводу ПАО «ВАСО». Причем опытные летные образцы сразу изготавливают на серийной оснастке, которая затем позволит выпускать до 12 машин в год.

«Это первый транспортный самолет, создаваемый в России с нуля, — рассказывает Алексей Рогозин. — Двигатель тоже новый, полностью российский. Сейчас отрабатывается на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. На машине предусмотрено огромное количество бортового оборудования, которое позволит эффективно использовать самолет в условиях боевых действий. Поднять его в воздух мы намерены до конца года».

И хотя Ил-112В, на первый взгляд, мало отличается от Ан-26 (грузоподъемность — около пяти тонн, длина — 24 метра, максимальная скорость — 550 км/ч, потолок — 7,5 тысячи метров), их разделяет бездонная технологическая пропасть. Благодаря современным автоматизированным бортовым комплексам, управлять «ильюшинской» машиной можно вдвоем.

Для сравнения: экипаж Ан-26 состоит из шести человек. В конструкции планера широко применяются материалы последнего поколения.

Новый транспортник собирают только из российских комплектующих.

«Сердце» Ил-112В — экономичные турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ мощностью до 3,5 тысячи лошадиных сил. С ними загруженный самолет преодолеет 2,5 тысячи километров без дозаправки. Борт вмещает два «уазика», до 50 военнослужащих «налегке» или до 25 парашютистов с оружием и снаряжением.

Испытания нового российского турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного АО «Климов» для перспективного российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112В в Санкт-Петербурге. © РИА Новости / Алексей Даничев

Это первый самолет такого класса, оснащенный оборонительным комплексом с ЛТЦ (ложными тепловыми целями). На взлете и при посадке ЛТЦ прикроют от огня ПЗРК, а на эшелоне — от ракет вражеских истребителей.

Как ожидается, легкие «Илы» начнут поступать в ВКС после 2020-го и постепенно заменят Ан-26 и Ан-72, которые отправятся на заслуженную пенсию.

В перспективе на базе транспортника Ил-112 можно будет разработать специальные и гражданские модификации — ведь качество и надежность ильюшинской техники ценят во всем мире.

Источник
Курьеры с десантом
Средняя оценка: 5. Голосов: 2

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Инженерный роботизированный комплекс «РОИН» Р-300 обеспечил работы по разминированию

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up