Loading...
You are here:  Home  >  Экономика  >  Current Article

Курс на экономическую независимость

Опубликовано: 30.04.2014  /  Нет комментариев

Putin_B

Фото: kremlin.ru

Кремль и Белый дом разрабатывают новые меры по поддержке экономического роста. Это госинвестиции в инфраструктуру, расширение налоговых каникул для малого бизнеса, импортозамещение и принуждение компаний, работающих в моногородах, к инвестициям в новые проекты.

7 мая представители правительства и администрации президента обсудят на совещании у президента Владимира Путина меры по поддержке экономического роста. На повестке дня госинвестиции в строительство автодорог, расширение налоговых каникул для малого бизнеса, увеличение эффективной ставки налога на имущество через изменение правил амортизации, импортозамещение и принуждение компаний, работающих в моногородах, к инвестициям в новые проекты.

 Как стало известно из поступившей из Правительства РФ информации, ассигнования федерального бюджета на строительство автодорог в 2015-2017 годах планируется удвоить. Это означает, что они могут достичь 1 трлн рублей в год. Кроме того, в трехлетнем бюджете предлагается выделить расходы на «содействие» плановому импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности, в том числе в рамках стимулирования использования «наилучших доступных технологий». Сумма расходов пока неизвестна.

Среди налоговых мер стимулирования экономики — расширение двухлетних налоговых каникул, которые, как предполагается, с 2015 года будут охватывать новые малые предприятия, на все новые промышленные объекты, а также увеличение налога на имущество на старое оборудование. Фактически предприятия, не инвестирующие в основные фонды, будут оштрафованы. По мнению чиновников, эта угроза «подстегнет» модернизацию промышленности.

Сейчас износ основных фондов по разным отраслям промышленности достигает от 50% до 75%, и эта ситуация в последнее десятилетие не менялась.

Отдельный вопрос в повестке дня: судьба моногородов. В Кремле предполагается продумать новую идею: «разрешение» на закрытие старых рабочих мест в моногородах предполагается выдавать только в обмен на подтверждение инвестиций определенной суммы в новые проекты.

В России больше 300 моногородов, и судьба только некоторых из них не вызывает опасений у экспертов. Остальные испытывают примерно одинаковые трудности, связанные с постоянно растущей безработицей и жесткой привязкой к колебаниями на мировом рынке. Хуже всего приходится бумажным, угольным и металлургическим производствам. При этом моногородам угрожают не один, а сразу несколько кризисов: экономический (спад производства) и технологический (моногорода зачастую вписаны в технологические цепочки, ориентированные на выпуск устаревшей продукции). В последние годы ситуация обострилась, что грозит большими социальными проблемами.

Эксперты считают, что все предлагаемые меры вполне своевременны и должны оказаться эффективными. По мнению директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академика Виктора Ивантера, одним из стратегических векторов развития и наиболее значимых факторов экономической динамики для России должно стать ускоренное развитие инфраструктурных отраслей. Это необходимо для ликвидации многочисленных узких мест, затрудняющих нормальное перемещение грузо- и пассажиропотоков по территории России, а также ограничивающих доступ предприятий к ресурсам и энергии. Кроме того, развитие инфраструктуры само по себе обеспечивает значительное увеличение масштабов внутреннего спроса, причем ориентированного в основном на продукцию отечественных производителей.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский согласен с необходимостью проведения политики импортозамещения. Одним из самых эффективных способов «взрастить» свой бизнес во всем мире считаются госзакупки. «8 трлн рублей в рамках госзакупок могут быть потрачены на поддержку отечественного бизнеса», — отмечает Руденский.

Помимо этого, по его словам, для обеспечения импортозамещения нужно обеспечить доступность кредитов, ставки по которым стоит минимизировать.

«Развитие национальной промышленности должно идти по двум основным направлениям: во-первых, восстановление и развитие оборонно-промышленного комплекса (федеральная программа уже принята) и высоких технологий. Во-вторых, восстановление и развитие инвестиционного машиностроения (соответствующей программы пока нет), которое потянет за собой традиционное машиностроение — производство подшипников, электротехнических изделий, станков и т. д.», — отмечает Виктор Ивантер.

Экономисты также подчеркивают: в России имеет смысл оказывать некое принуждение к инвестициям: налог на старое оборудование – один из таких способов. «Уникальность российской экономики состоит в том, что она не имеет внутренних стимулов к повышению производительности труда. Предприятия не стремятся повышать свою эффективность и конкурентоспособность, не вкладывают деньги в модернизацию и инновации. Огромный отток капитала является ярким свидетельством отсутствия нужных инвестиций в производство. Причина в российском менталитете, а не в слабых институтах и макроэкономических показателях. Таким образом, становится очевидным, что сама по себе (невидимой рукой рынка) проблема решена не будет. Требуется определенное госрегулирование», — считает председатель Общественного объединения по повышению производительности труда Владимир Бовыкин.

По мнению генерального директора агентства 1000 Кадров Марии Маргулис, переориентировать производства в моногородах теоретически реально. «Кроме малого бизнеса, что очевидно, в моногородах можно было бы начать развивать что-то на остатках старых производств. Либо другой вариант: исходя из особенностей экономико-географического положения города. Для этого, безусловно, нужны специалисты, которые могли бы оценить, идентифицировать направления, которые были бы успешны в каждом конкретном городе, учитывая, в том числе, демографический фактор», — говорит Маргулис.

Немаловажным фактором, по ее мнению, является реформа налоговой системы. «При существующей системе практически все заработанные на местах деньги уходят в федеральный бюджет, и оттуда что-то в каких-то суммах возвращается в виде дотаций. Поэтому на местах нет смысла зарабатывать больше: все равно не знаешь, сколько тебе из заработанного вернется. Обсуждаемая реформа местного самоуправления в финансовой части может помочь увеличить самостоятельность и эффективности работать региональных и городских властей», — подчеркивает эксперт.

Источник: Эксперт ONLINE
Курс на экономическую независимость
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Россия живет в кредит, а свои миллиарды гонит на Запад

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up