Loading...
You are here:  Home  >  История  >  Личность  >  Current Article

«Летающие танки» Сергея Ильюшина

Опубликовано: 23.05.2018  /  Нет комментариев

Жизнь Сергея Владимировича Ильюшина вмещает почти всю историю отечественной авиации: от первого в Петербурге авиасалона в 1910 году до полета реактивного трансконтинентального лайнера Ил-62. Спроектированные им самолеты внесли огромный вклад в Победу, став символами Великой Отечественной войны. Дальние бомбардировщики ДБ-3 в августе 1941 года бомбили Берлин, а созданный накануне войны штурмовик Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом не только времен войны, но и мировой авиации.

Дорога в авиацию

Будущий авиаконструктор Сергей Ильюшин родился 18 марта 1894 года в деревне Дилялево в Вологодской губернии. Сергей был самым младшим, одиннадцатым ребенком, в довольно бедной крестьянской семье. Окончив три класса земской школы, в пятнадцатилетнем возрасте он отправился в город на заработки. Сергей успел сменить множество мест работы: чернорабочий на фабрике в Костроме, возчик молока на маслодельном заводе в Вологде, помощник машиниста экскаватора на судоремонтном заводе в Ревеле.

Его первое знакомство с авиацией произошло в 1910 году. Тогда Сергей устроился землекопом на новый аэродром в Петербурге: подготавливал взлетную полосу для Первого Всероссийского праздника воздухоплавания. Здесь Ильюшин впервые увидел полеты самолетов и позднее вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации».

На Комендантский аэродром в Петербурге ему суждено было вернуться: сначала простым ангарным, затем помощником моториста, и, наконец, старшим мотористом. Здесь же на аэродроме действовала авиашкола Императорского всероссийского аэроклуба. В 1917 году в этой школе Сергей Ильюшин сдал экзамен на звание пилота-авиатора.

Авиационное образование Ильюшин продолжает в Институте инженеров Красного воздушного флота (позже Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского). Через пять лет обучения ему достается один из важнейших постов в авиации – председатель Первой секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии. Под руководством Ильюшина составлялись техтребования к самолетам таких известных конструкторов, как Туполев, Поликарпов, Григорович.

В 1931 году 37-летний Сергей Ильюшин возглавляет Центральное конструкторское бюро имени В.Р. Менжинского. И, пожалуй, только на этой должности он приступил к самому главному делу своей жизни – создавать самолеты. Первый спроектированный им самолет полетел, когда Ильюшину было уже 42 года.

Всякая машина тем выше котируется, чем больше соответствует потребностям жизни. Увидеть, понять и откликнуться на веление времени – высшее искусство конструктора.
Сергей Ильюшин

«Летающий танк» для советской армии

Настоящую славу Сергею Ильюшину принес штурмовик Ил-2. Многие авиаспециалисты сходятся во мнении: «Если бы Сергей Ильюшин, кроме Ил-2, ничего не создал, он все равно вошел бы в историю мировой авиации».

Сергей Владимирович вспоминал: «Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года. До деталей проанализировал уже сделанные машины. Пришел к убеждению: главное – наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость. Конечно, кого не прельстит сделать надежнейшую броню, например, в двадцать миллиметров? Или почему бы не поставить 50-миллиметровую пушку? Но подобный самолет никогда не взлетит. Значит, надо искать самое эффективное сочетание его боевых свойств».

И ему это удалось – значительно снизить вес самолета и оснастить его мощным вооружением. При создании штурмовика Ил-2 было впервые решено множество конструкторских проблем. К примеру, применена бронь в качестве силовой конструкции, то есть каркас планера изготавливался из бронированных листов.

02_tasha_9-May_ZORAN_2018_04-01.jpg

Первый полет серийного Ил-2 состоялся буквально накануне войны – в марте 1941 года. В Великой Отечественной войне штурмовики Ил-2 и дальние бомбардировщики Ил-4 стали основной ударной силой советских ВВС. При этом Ил-2 стал и самым массовым боевым самолетом в истории, их было выпущено более 36 тысяч штук.

Живучесть «Ила» высоко ценилась летчиками. Советские пилоты называли Ил-2 «летающим танком», а немцы прозвали его «бетонным самолетом» (нем. Betonflugzeug). Действительно, какие только повреждения не выдерживали эти надежные штурмовики. На одном Ил-2 после боевого полета насчитали более пятисот пробоин. После быстрого ремонта штурмовики снова возвращались в бой.

После войны: создание пассажирских лайнеров

В годы войны весь авиапром страны работал, в первую очередь, для фронта. Основные силы ОКБ Ильюшина были направлены на модернизацию штурмовиков. Однако еще в 1943 году Сергей Ильюшин по собственной инициативе начал проектировать двухмоторный транспортно-пассажирский Ил-12. Так в работе КБ появилось новое направление – создание пассажирских самолетов.

Ил-12 начал полеты в 1947 году, а чуть позже в небо поднялись двухмоторные поршневые Ил-14. Вскоре появился Ил-18, который стал первым отечественным самолетом, нашедшим признание за рубежом, – его поставляли в 16 стран мира. Эта машина стала базой для самых разных модификаций: самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22, а также противолодочный самолет Ил-38, который и сейчас служит в ВМФ России.

В 1967 году на воздушные линии выходит пассажирский авиалайнер Ил-62 – флагман компании «Аэрофлот». Он стал первым в СССР реактивным лайнером трансконтинентальной дальности, а также последним самолетом, созданным под руководством Сергея Ильюшина. Проблемы со здоровьем не позволяли Сергею Владимировичу работать с той же отдачей, что и раньше. В 1970 году он принял решение уйти с должности главного конструктора, но до конца жизни помогал своему КБ в качестве консультанта.

Знаменитого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина не стало 9 февраля 1977 года. Созданное им в 1933 году конструкторское бюро сейчас носит название Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина. За 85 лет здесь было создано более 120 типов самолетов различных модификаций.

Источник

«Летающие танки» Сергея Ильюшина
Средняя оценка: 5. Голосов: 3

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Почему погиб министр Николай Щёлоков

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up