Loading...
You are here:  Home  >  История  >  СССР  >  Current Article

Массовость с полным приводом

Опубликовано: 04.10.2017  /  Нет комментариев

Фото: mycoll.ru

Отклик на статью «Волынские «виллисы»

О моделях, удостоенных положительной оценки автора, можно сказать следующее.

Автомобиль ЛуАЗ-967 (967М) – низкосилуэтный транспортер переднего края (ТПК) на узлах машин ЗАЗ с использованием решений известных схем полного привода – аналог «механического мула» США, но с амфибийной возможностью. Выпускался малыми сериями с 1968 года и имел следующие недостатки: сравнительно низкая проходимость, перегрев двигателя (особенно на плаву, все-таки воздушное охлаждение), сложность управления, недопустимо низкая осадка на воде и ряд других, особенно чувствительных непосредственно на поле боя. Снят с производства в 1971-м.

Линейному офицеру комфортабельная машина противопоказана

ГАЗ-61 (полноприводная «эмка» М-1). Выпуск начат в 1941 году. Изготовлено около 190 штук. Использовался как машина для высшего комсостава. Проходимость на местности оказалась немногим выше, чем у М-1. В связи с высокой материалоемкостью и недостаточной функциональностью машина снята с производства, но многие технические решения использованы в ГАЗ-67.

Кстати, если комфортабельность машины для лиц высокого ранга вполне уместна, то линейному офицеру она может быть противопоказана. Человека, действующего на пределе физических возможностей, комфортное пребывание расслабляет, снижая его готовность к мгновенному действию.

Потому оба названных автомобиля не могут быть базовой моделью для машины двойного назначения.

Ведь кроме повышения мобильности комсостава остается нерешенной проблема мобильности жителей сел и малых городов. Треть из 150 (по другим данным – 180) тысяч населенных пунктов страны не имеют дорог с твердым покрытием. Высшее руководство озабочено этой проблемой, но решить ее в среднесрочной перспективе весьма сложно. Острота вопроса может быть сглажена, если регионы получат автомобиль, унифицированный с военным собратом. И непременно массовый, читай – в пределах ценовой доступности. При этом опыт создания такого джипа есть, как и уже испытанная модель ВАЗ-2122.

Вспомним статью «Объект двойного назначения». Речь шла о машинах не боевого, а транспортного, двойного назначения на агрегатах и системах ВАЗ-2121 «Нива», надежность и функциональность которых проверена многолетней практикой эксплуатации в экстремальных дорожно-климатических условиях. Плавающий джип ВАЗ-2122, созданный на той базе, отвечал требованиям предлагаемого семейства. Его бюджетная привлекательность обеспечивалась утилитарным кузовом в «пуританском» исполнении, возможной массовостью производства. ВАЗ-2122 мог преодолевать малые водные преграды, при этом на удивление, имея вовсе не амфибийную внешность. Разработка машины велась по ТТЗ, утвержденным ЦАВТУ МО, Минавтопромом и согласованным с ЦВМУ МО.

ОКР по новому семейству были близки к завершению, но прекращены в начале 90-х – машина противоречила взятому в те годы курсу на повсеместную конверсию да и Минобороны в последний момент от финансирования отказалось.

Представляется уместным включение машин двойного назначения в программный документ «Типаж военной автомобильной техники».

Ныне в основу разработок по новым полноприводным автомобилям положена «Нива-Лада 4×4». Идея создания массового недорогого семейства легких внедорожников двойного назначения положительно оценена авторитетными военачальниками. Парк таких машин в силовых структурах (без учета сельских потребностей и спроса среди рыболовов-охотников) может определяться несколькими десятками тысяч, ведь в Красную армию к концу войны поступило более 50 тысяч «Виллисов» и к ним надо приплюсовать наши ГАЗ-67.

Полагаю, ныне каждый военный обязан знать автомобиль, что целесообразно учесть в программах, подразумевая по результатам обучения вручение водительских прав. Это повысит привлекательность армейской службы, ибо соответствует амбициям молодежи и позволяет демобилизоваться с гражданской профессией в кармане.

Массовый автомобиль должен отвечать двум основным условиям – дорогам и доходам. Признано, что Америку поставили на колеса не «Паккард» и «Линкольн», а крупносерийный бюджетный «Форд». Такая же картина была во Франции, в Германии, в Италии. В нашей стране массовость и доступность – это ВАЗ.

С середины 80-х завод действительно столкнулся с проблемой качества, но остался на плаву и с начала 2000-х обновил программу. «Калина», «Приора», «Веста»… Автомобили последней генерации – успешные модели, мало в чем уступающие иномаркам своего класса.

Мобильность силовых структур в наше время в определенной степени будет зависеть от малых транспортных средств. Сельские семейные внедорожники повсеместно повысят качество жизни многих людей.

Будет правильно, если ВАЗ-2122 вернется, может быть, и в обновленном виде. Для этого нужны интерес Минобороны и, конечно, изменение системы автокредитования в интересах жителей периферии. Надо просто понять необходимость такой машины для страны.

Евгений Башинджагян,
технический директор ВАЗа (1966–1972), замминавтопрома СССР (1972–1986)

Массовость с полным приводом
Средняя оценка: 5. Голосов: 2

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

В США рассекретили провокацию для атаки на СССР

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up