Loading...
You are here:  Home  >  Военное дело  >  Вооружение  >  Current Article

«Молодец» возвращается: зачем армии России ракетный эшелон

Опубликовано: 14.05.2016  /  Нет комментариев

Военный обозреватель ТАСС рассказал, почему и для чего возрождают поезд с баллистическими ракетами спустя 10 лет

 БЖРК © Министерство обороны РФ, архив

БЖРК © Министерство обороны РФ, архив

В России началось создание отдельных элементов боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», о разработке которого заявил командующий РВСН Сергей Каракаев еще в 2014 году.

По данным источника ТАСС, один состав БЖРК сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа «Ярс» или «Ярс-М», а также будет приравнен к полку.

В дивизионном комплекте «Баргузина» предполагается иметь пять полков. Ввести комплекс в эксплуатацию планировалось в 2019-2020 годах. В РВСН рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года.

Создание «Баргузина» является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО Виктор Есин Бывший начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник

«Легкая добыча» для противника

БЖРК «Молодец» стояли на вооружении с 1987 по 2005 год. «Помог» прекратить их боевое дежурство на магистралях страны Михаил Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1.

На волне разрядки отношений с США, можно даже сказать эйфории, что мы уже вроде и не противники, Горбачев и Рейган договорились «привязать» эти поезда к местам их дислокации – в Костромской и Иркутской области. Они перестали выходить на трассы и превратились в достаточно легкую добычу для вероятного противника.             Виктор Литовкин 

Но главными противниками БЖРК стали не американцы, настоявшие на их утилизации, а железнодорожное руководство. По словам военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, ракетные поезда были очень тяжелыми – для них специально укрепляли железнодорожное полотно, но тем не менее после прохождения такого поезда приходилось вызывать ремонтные бригады и опять укреплять пути.

Еще одну причину снятия с вооружения ракетных поездов военный эксперт связывает с тем, что ракеты для них изготавливались на Украине, а Киев, подписав вместе с Белоруссией и Казахстаном договор СНВ-1, не имел права производить стратегические ракеты. МБР «Молодец», которая располагалась на комплексе, имела довольно ограниченный гарантийный срок, и заменить ее было невозможно.

Политика стратегического сдерживания

По мнению Литовкина, одна из причин возрождения БЖРК — появление в России достаточно легкой МБР «Рубеж», которая «помещается в один вагон, а не в два, как приходилось делать для «Молодца», отсюда стал легче и сам поезд».

Появление нового БЖРК подпадает под выполнение договора СНВ-3, согласно которого «России надо иметь 700 развернутых ракет и еще сотню на арсеналах».

По последним официальным данным (на 1 апреля 2016 г.), у России 521 носитель. Идет перевооружение РВСН: снимаются с боевого дежурства шахтные ракеты РС-36 «Воевода» (она же «Сатана»), УР-100Н УТТХ, подвижные комплексы РС-12 «Тополь», им на смену поступают РС-24 «Ярс» и в перспективе РС-26 «Рубеж», а еще РС-28 «Сармат» (но не раньше 2018 г. – прим. ТАСС).

Они пока не могут «закрыть» брешь между 521 и 700 носителями. «Баргузин» с ракетой «Рубеж» или ее модификацией должен дополнить эту группировку и выровнять баланс с США, не выходя за рамки СНВ-3. Тем более что БЖРК имеют достаточно много преимуществ: скрытность, обширная территория, на которой могут перемещаться, – железнодорожная сеть России самая разветвленная в мире… Виктор Литовкин Военный обозреватель ТАСС

По мнению эксперта, у БЖРК много важных преимуществ, которые «позволят России и дальше, когда США приступят к перевооружению своих стратегических сил (запланировано с 2020 г.), сохранять политику стратегического сдерживания возможного агрессора».

Главный пассажир «Молодца»

Главным пассажиром БЖРК была ракета РС-22 — самая точная в мире, по утверждению специалистов. Именно поэтому американцы нарекли этот твердотопливный носитель РС-22 «Скальпелем». В каждом поезде было по три ракеты.

Разработка таких ракет железнодорожного базирования началась в 1979 году конструктором Владимиром Уткиным. Испытания начались в январе 1982 года на полигоне Плесецк и проходили около трех лет. Первый полк этих комплексов приступил к боевому дежурству под Костромой в 1987 году.

Система управления ракеты РС-22 была разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Серийное производство развернулось на Павлодарском механическом заводе Днепропетровской области. Железнодорожная пусковая установка МБР выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом.

По данным из открытых источников:

  • максимальная дальность полета ракеты составляла 10 000 км,
  • стартовая масса – 104 т,
  • масса головной части – 4 т,
  • количество ядерных боевых блоков – 10,
  • длина ракеты – 22 м,
  • максимальный диаметр корпуса – 2,4 м.                                                                                                                                    

Как был устроен ракетный эшелон

Внешне «Молодец» был замаскирован под обычный состав: пассажирские и почтовые вагоны, рефрижераторы. В семи из них – ракетная секция (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития военнослужащих, столовая). В девяти – пусковые модули, которые состояли из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Также имелся вагон-цистерна с горючим.

Но была отличительная особенность: у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а восемь (благодаря огромному весу – около 150 т). В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. В 1994 году на вооружении войск находилось 12 поездов с тремя ракетами в каждом рефрижераторном вагоне. 

«Скальпель» в огне

Ракетные эшелоны ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем поезда отстаивались на спецпозициях, которые до сих пор можно увидеть: непонятные ответвления железнодорожного полотна в никуда.

Для развертывания комплекса состав останавливался, крыша вагона откидывалась, и из рефрижератора вылетала ракета весом порядка 100 тонн. Двигатель первой ступени ракеты запускался на 50-метровой высоте, чтобы огненная струя не повредила пусковой комплекс и рельсы. Весь процесс запуска занимал около двух минут.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23 УТТХ могла забрасывать десять боевых блоков мощностью около 430 тыс. тонн каждая на дальность до 10 тыс. км. Среднее отклонение от цели было 150 метров. Ракета обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва.

«Молодцы» постоянно перемещались в радиусе 1500 км от точки базирования, и поскольку они не отличались от обычных поездов, то засечь их было практически невозможно.

Источник

«Молодец» возвращается: зачем армии России ракетный эшелон
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Ударные крылья. Лучшие бомбардировщики Андрея Туполева

Читать далее →
Scroll Up

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup