Loading...
You are here:  Home  >  История  >  Current Article

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов

Опубликовано: 24.08.2017  /  Нет комментариев

Отдельный корпус жандармов (ОКЖ) – соединение специального назначения Русской императорской армии, военнослужащие (военные чины) которого являлись основой постоянного штата жандармско-полицейских частей и учреждений Российской империи в 1826 — 1917 гг. Де факто это – российская политическая полиция, реализовавшая прежде всего задачу охраны безопасности государства, его политического и общественного строя.

Исторически жандармами в средние века именовались тяжелые кавалеристы – то есть всадники, имевшие рыцарский доспех. Каждый жандарм имел собственную свиту, состоявшую из оруженосцев, пажей, ратников, конных стрелков и слуг. Когда француский король Карл VII учредил в 1445 г. первые части регулярной конницы под названием «ордонансовых рот», жандармы были их основой – в составе роты числилось 100 конных жандармов, а также кутильеры, лучники и т. д. Постепенно термин «жандарм» заменил прежнее наименование «рыцарь», и стал обозначать всех тяжеловооруженных всадников — независимо от их происхождения. Но распространение огнестрельного оружия и изменение тактики привели к трансформации тяжелой кавалерии. Жандармы постепенно превращаются в кирасиров, и только во Франции и Пруссии (в последней — до 1806 г.) сохранились кавалерийские полки жандармов.

Великая Французская революция придала жандармам новое качество — в 1791 г. революционное правительство сформировало корпус жандармов для наблюдения за внутренним порядком – прежде всего в войсках и государственных структурах. По пути Франции пошли и другие западноевропейские державы. Необходимо отметить, что впервые на жандармов полицейские функции были возложены во Франции еще при короле Францискe I, который создал в своей армии особую так называемую превотальную юрисдикцию – на прево было возложено поддержание порядка в войсках, и инструментом в их руках были отряды жандармов.

В ряды французского корпуса жандармов принимались нижние чины только отличного поведения, причем прослужившие в вооруженных силах не менее 10 лет. Жандармский корпус Франции был многофункциональным соединением. В его задачи входили: поддержание порядка внутри государства, обеспечение безопасности, борьба с разбоями, ловля контрабандистов и иных преступников, сопровождение арестантов и т. д. При армиях состояли особые полевые жандармские команды, которые поддерживали порядок не только в местах расположения войск, но и в бою (находясь за боевой линией), боролись с дезертирством, подбирали на поле боя и эвакуировали раненых, пресекали мародерство и обеспечивали порядок в войсковых тылах. В наполеоновский период жандармские отряды иногда участвовали и в боевых действиях. К 70-м годам XIX века корпус французских жандармов насчитывал 800 офицеров и 26000 нижних чинов. Схожая ситуация наблюдалась в Австрии и Германии (в последней существовала и особая Жандармская бригада).

В России слово «жандарм» впервые упоминается в исторических памятниках эпохи императрицы Екатерины II — когда в 1792 г. наследник престола великий князь Павел Петрович учредил в Гатчине собственные «модельные» войска, в их составе присутствовала конная команда (181 человек) во главе с подполковником Кастылевым. Эта команда, именовавшаяся периодически то Кирасирским то Жандармским полком, функционировала в качестве военной полиции гатчинских войск.

После воцарения императора Павла I в 1796 г. команда была включена в состав лейб-гвардии Конного полка.

В русской армии понятие жандарм — военный полицейский возрождается во время Наполеоновских войн – в ходе Заграничных походов 1813 — 1814 гг. В этот период отобранные в каждом кавалерийском полку лучшие офицер и 5 нижних чинов должны были следить за соблюдение порядка на бивуаках, на марше, бороться с мародерством и дезертирством, сопровождать раненых на перевязочные пункты и т. п.

В 1815 г. при корпусных штабах русской армии во Франции были сформированы временные военно-полицейские команды, названные жандармскими. Приказ главнокомандующего генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая де Толли от 10. 06. 1815 г. именовал их жандармами, и вводил для них служебный отличительный знак — красную повязку на правой руке. Эти команды, находившиеся в распоряжении корпусных командиров, просуществовали недолго и вскоре были расформированы, но их заменил Борисоглебский драгунский полк, несший своими подразделениями (3 эскадрона были распределены по пехотным и кавалерийским корпусам, 3 эскадрона прикомандированы к штаб-квартирам армий, а еще один эскадрон служил для пополнения убыли в шести действующих эскадронах) при войсках военно-полицейскую службу. 27. 08. 1815 г. Борисоглебский драгунский полк переименовывается в Жандармский полк.

В декабре того же года из нижних чинов гвардейской кавалерии на правах старой гвардии был сформирован лейб-гвардии жандармский полуэскадрон — для службы при Гвардейском и Резервном кавалерийском корпусах.

Обе эти части были организованы как строевые, но на них была возложена военно-полицейская и ординарческая служба при войсках.

В 1817 г. в структуре Корпуса внутренней стражи (существовал с 1810 г. и занимался обучением рекрутов, а также содействием губернским властям в подавлении волнений, поимке разбойников, взыскании недоимок и податей) были учреждены в столицах (Москва, Санкт-Петербург, Варшава) жандармские дивизионы, а в губернских (Вологда, Петрозаводск, Архангельск, Новгород, Псков, Митава, Рига, Ревель, Владимир, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль, Киев, Витебск, Могилев, Житомир, Каменец-Подольск, Минск, Вильно, Гродно, Белосток, Екатеринослав, Курск, Полтава, Симферополь, Харьков, Херсон, Чернигов, Астрахань, Нижний Новгород, Воронеж, Тамбов, Вятка, Казань, Симбирск, Пенза, Уфа, Пермь, Тобольск, Томск, Иркутск) и и некоторых портовых (Феодосия, Таганрог и Одесса) городах – жандармские команды.

В этот период жандармские части и приобретают значение политической полиции.

Столичные жандармские дивизионы, считаясь откомандированными от Корпуса внутренней стражи, подчинялись столичным обер-полицмейстерам, в то время как жандармские команды губернских городов входили в состав гарнизонных местных батальонов, а жандармские команды портовых городов – в состав инвалидных гарнизонных команд.

В общей сложности к 1826 г. имелось 59 различных по составу и назначению жандармских подразделений и частей – всего 4099 человек. На эти специальные воинские формирования, лишенные единого управления, обратил внимание генерал-адъютант генерал-лейтенант граф А. Х. Бенкендорф. Именно он предложил Николаю I проект создания централизованного политического сыска, подчиненного начальнику так называемой «высшей полиции».

Идея поставить страну и армию под неусыпный политический контроль была поддержана императором, который не только назначил А. Х. Бенкендорфа главой Третьего Отделения Собственной Его Императорской Величества канцелярии, но и 25. 06. 1826 г. повелел ему исполнять должность Шефа жандармов. Хотя первоначально организационно А. Х. Бенкендорфу была подчинена лишь часть жандармских частей, и, кроме того, решение хозяйственных, продовольственных, военно-судных и следственных вопросов оставалось вне его компетенции, начало новой мощной государственной структуры было положено.

Шефу жандармов были подчинены гвардейские и армейские жандармы, а также жандармы, состоящие при отдельных корпусах: Литовском, Внутренней стражи и Сибирском. В 1826 — 1827 гг. все жандармские части поступают в ведение Шефа жандармов. Но Жандармский полк до 1842 г. находился в ведении Шефа жандармов только в инспекторском отношении.

Тот факт, что Шефом корпуса жандармов был назначен управляющий Третьим Отделением Собственной Его Величества канцелярии граф А. X. Бенкендорф, был не случаен. Корпус стал исполнительным органом Третьего Отделения (центрального органа политического сыска России), начальник которого по должности являлся Шефом корпуса.

Создание Корпуса явилось также и реакцией императорской власти на восстание декабристов.

Когда в январе 1826 г. А. Х. Бенкендорф представил на рассмотрение Николаю I «Проект об устройстве высшей полиции», в нем было указание на события 14-го декабря – тот факт что заговор готовился более 10 лет, доказывал, по его словам, «ничтожество нашей полиции». Автор проекта предлагал присвоить этому начальнику статус министра полиции и одновременно инспектора жандармерии.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 1

1. Шеф жандармов граф А. Х. Бенкендорф.

В «Записке об учреждении Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии», составленной в 20-х числах июня 1826 г., акцентировалось внимание на необходимости придать «высшей» полиции четкий вектор непосредственной службы Государю.

Положение о Корпусе жандармов было издано Николаем I 28. 04. (10. 05) 1827 г. Основой корпуса стали Жандармский полк, несший военно-полицейскую службу, и жандармские части Корпуса внутренней стражи.

Для структурирования деятельности Корпуса территория Poccийской империи была разделена на 5 жандармских округов (в каждом по 8 — 11 губерний), которые делились на 4 — 6 отделений (на каждое приходилось как правило 2 — 3 губернии). Возглавлялся жандармский округ жандармским генералом, подчинявшимся непосредственно Шефу жандармов, а отделение — жандармским штаб-офицером в чине от майора до полковника. В округа были зачислены и жандармские дивизионы: Санкт-Петербургский — в 1-й, Московский — во 2-й и Варшавский — в 3-й жандармские округа. Для управления Корпусом при Шефе жандармов было создано так называемое Корпусное дежурство.

После ликвидации польского мятежа на территории Царства Польского в 1832 г. создается 6-й жандармский округ. Он находился в двойном подчинении – Наместника и Шефа корпуса жандармов.

В целом жандармская структура империи складывается к 01. 07. 1836 г., когда Корпус был реорганизован в Отдельный корпус (то есть воинское соединение, по правовому статусу приравниваемое к армии). Все жандармские части были выведены из Корпуса внутренней стражи и включены в состав ОКЖ.

К шести существующим жандармским округам был добавлен Сибирский. Округа прекратили делить на отделения — их в каждой губернии заменили управления жандармских штаб-офицеров, в результате чего сеть органов жандармского контроля стала гуще. «Дежурство» корпуса заменялось Штабом Корпуса. Появилось «Положение о корпусе жандармов». А в декабре 1837 г. создается 8-й жандармский округ — Кавказский.

В 1839 г. должность начальника Штаба корпуса была соединена с должностью Управляющего Третьим Отделением. В 1842 г. Жандармский полк был включен в состав Корпуса.

Структурно Корпус включал: Главное управление, Штаб, управления округов, губернские, областные и городские жандармские управления, уездные жандармские управления в Привислинском крае, особые отделения по охране порядка и общественной безопасности, жандармские полицейские управления железных дорог (и их отделения), городские, крепостные и портовые жандармские команды, 3 жандармских дивизиона (Санкт-Петербург, Москва и Варшава) и Одесскую городскую конную жандармскую команду (к 1880 г. существовало 7 городских конных команд). Канцелярии жандармских управлений подразделялись на части: общего руководства, следственную, розыскную, политической благонадежности и финансовую.

2. Шеф жандармов князь А. Ф. Орлов.

В период 1817 – 1850 гг. возникает целая система городских жандармских команд. 27. 04. (09. 05.) 1846 г. в составе Корпуса появляется временный Жандармский эскадрон (на его формирование были обращены чины санкт-петербургского и московского дивизионов и 9 городских команд). Эскадрон осуществлял полицейский надзор на Санкт-Петербургско-Московской железной дороге, и для этого был откомандирован в распоряжение главного начальника этой дороги. В 1847 г. на базе этого эскадрона создается Полицейское управление Санкт-Петербургско-Московской железной дороги.

Общая численность Корпуса жандармов выросла существенно: от 4278 человек к концу 1828 г. и 7076 человек к 1866 г. – к 15718 человек в 1917 г. Много это или мало? Для сравнения – в «демократической» и значительно меньшей чем Россия по территории Франции к началу Первой мировой войны жандармов насчитывалось в 2 раза больше — 30000 человек.

3. Нижние чины ОКЖ 1894-1917.

Территориальная организация ОКЖ изменилось в соответствии с Положением 1867 г. Большинство жандармских округов было упразднено, и окружная система была сохранена лишь на окраинах (Царство Польское, Кавказ и Сибирь), в то время как на территории остальной России основными структурными подразделениями стали губернские жандармские управления (вначале 56). Бывшие губернские штаб-офицеры стали их начальниками. Аппарат каждого жандармского управления состоял из нескольких территориальных отделений (по уездам или группам уездов). Основные задачи — производство политического сыска и дознания по делам о государственных преступлениях в пределах соответствующей губернии.

Позже, после появления охранных отделений, задачи губернских жандармских управлений изменяются – в их компетенции остается в основном проведение дознаний по делам «политического» характера. Учреждается так называемый наблюдательный состав (Высочайшим повелением 28. 08. 1870 г. был переименован в дополнительный штат губернских жандармских управлений) ОКЖ, состоявший из унтер-офицеров (2 на жандармский пункт). Они собирали информацию об идеологическом настроении умов подданных империи.

В административном и строевом отношениях губернские управления непосредственно подчинялись Штабу Отдельного корпуса, а по сыскной части — вначале Третьему Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а с 1881 г. — Департаменту полиции МВД. В подчинении губернских жандармских управлений находились портовые и крепостные жандармские команды, а также пограничные жандармские пункты.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 2

4. Шеф жандармов князь В. А. Долгоруков.

Всего к Февральскому перевороту 1917 г. на территории империи функционировало 75 губернских жандармских управлений.

В 1880 году, после упразднения Третьего Отделения, общее руководство ОКЖ было возложено на министpa внутренних дел (по должности он являлся Шефом жандармов), но в военном отношении Отдельный корпус по-прежнему подчинялся Военному министру.

Согласно «Положению о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14. 08. 1881 г. ОКЖ возглавлялся командиром и Штабом. Офицеры ОКЖ, входившие в штат губернских жандармских управлений, розыскных пунктов и охранных отделений в своей розыскной и политической работе подчинялись Департаменту полиции МВД. Главная задача ОКЖ в соответствии с Положением 1881 г. — охрана государственного порядка, безопасность особы императора, членов его семьи и высших должностных лиц империи.

Указом от 25. 06. 1882 г. за министром внутренних дел сохранялось звание Шефа жандармов и Главноначальствующего над всеми частями и управлениями ОКЖ (за исключением жандармских частей военных округов), но непосредственное управление ОКЖ вручалось товарищу министра — начальнику полиции – он именовался командиром Отдельного корпуса. В строевом, военно-судебном и инспекторском отношениях командир корпуса имел власть командующего войсками военного округа. Но если по строевой части он действовал через Штаб корпуса, то по правоохранительной линии — через Департамент полиции МВД.

5. Шеф жандармов граф П. А. Шувалов.

В 1902 г. Отдельный корпус жандармов включал в себя: Главное управление ОКЖ (Шеф жандармов — Министр Внутренних дел, командир корпуса — товарищ министра — заведующий полицией, Штаб ОКЖ); Губернские жандармские управления, Жандармское управление г. Одессы и Шлиссельбургское жандармское управление; Сибирский жандармский округ с губернскими и окружным жандармскими управлениями; Варшавский жандармский округ с губернскими, окружным и уездными управлениями; Жандармские полицейские управления железных дорог с «Особыми комитетами» и отделениями при них; городские конные команды; 19 жандармских крепостных команд, 3 пеших жандармских команды; строевые части корпуса (три столичных жандармских дивизиона).

Штаб ОКЖ являлся исполнительным органом Шефа жандармов и командира Отдельного корпуса (руководящим органом также было Главное управление ОКЖ) по розыскной, инспекторской, строевой, военно-судной и хозяйственной частям. В составе Штаба было 6 отделений, заведовавших: личным составом и вопросами комплектования (1-е); наблюдением на железных дорогах, руководством и контролем (до 1893 г.) за деятельностью жандармских полицейских управлений железных дорог, финансовыми и хозяйственными вопросами (до 1868 г.), организацией и дислокацией управлений, отдельных частей, пограничных пунктов, инспекционными и наградными вопросами (1827 — 1917 гг.) (2-е); расследованием и преданием суду чинов корпуса (до 1867 г.), руководством и контролем (с 1893 г.) над жандармскими полицейскими управлениями железных дорог, финансовыми и хозяйственными вопросами (1827 — 1893 гг.) (3-е); финансовыми и хозяйственными вопросами (1863 — 1917 гг.) (4-е); расследованием должностных преступлений и преданием суду чинов корпуса (1896 — 1917 гг.), наблюдением за деятельностью жандармских управлений по части политического сыска и производства дознаний (1875 — 1917 гг.) (5-е); наблюдением за функционированием жандармских управлений по части политического розыска и производства дознаний (1871 — 1874 гг.) (6-е).

Помимо этого, в структуре Штаба функционировали Управление полицейской стражи (1906 — 1917 гг.) и военно-судная часть ОКЖ (1874 — 1896 гг.).

В 1861 г. в стране появилось 1-е жандармское полицейское управление железной дороги (ЖПУЖД). К 1895 г. их насчитывалось уже 21. ЖПУЖД до 1866 г. находились в ведении министерства путей сообщений, но затем вошли в состав ОКЖ. ЖПУЖД помимо прочего занимались расследованием проступков и преступлений общего характера в соответствующем районе (каждым управлением обслуживался участок дороги длиной до 2 тыс. км, отделения имелись на всех узловых станциях).

6. Группа железнодорожных жандармов с офицером, сидящим на велодрезине (около 1890 г.).

Важнейшие и ключевые обязанности жандармов первоначально заключались в информировании императора о злоупотреблениях и беспорядках, которые совершаются чиновниками, а также в наблюдении за развитием политической мысли общества. Содержавшаяся в инструкции А. Х. Бенкендорфа от 13 января 1827 г. полковнику И. П. Бибикову и поручику И. В. Шервуду о политическом обследовании южнорусских губерний, формулировка «предупреждение и устранение всякого зла» давала жандармским офицерам широкий административный простор. А подчиненность далекому начальнику жандармского округа и еще более далекому Шефу жандармов надежно обеспечивали их почти независимое положение на местах.

Агентура Третьего Отделения и части Корпуса жандармов охватили государство сетью регулярного политического сыска. Общество же, почувствовавшее эту тотальную (по тем временам) слежку, отреагировало приписываемым М. Ю. Лермонтову знаменитым стихотворением 1841 г., в котором отражалось общественное мнение относительно всеобъемлющего надзора жандармов — носителей мундиров небесно-голубого цвета.

Жандармские офицеры были обязаны: наблюдать и доносить начальству обо всех политических явлениях, вольнодумных мыслях, словах и действиях, о заговорах, крестьянских бунтах, о пожарах, наводнениях. Жандармы вели расследования по политическим делам.

Результаты деятельности Третьего Отделения и жандармерии обобщали в специальных ежегодных отчетах, посвященным настроениям различных классов и групп населения, часто сопровождавших обозрения политического состояния Российской империи.

Юридически служба частей ОКЖ включала в себя: 1) обязанности полицейской службы (жандармские дивизионы и команды); 2) обязанности по охране порядка, благочиния и безопасности в районах железных дорог, досмотре и визировании паспортов на границах (ЖПУЖД); 3) обязанности обнаружить и расследовать государственные преступления, а также осуществлять надзор за государственными преступниками, содержащимися под стражей (все остальные жандармские части).

Так, например, жандармские городские конные команды и дивизионы в наиболее важных случаях предназначались и для выполнения полицейских обязанностей, в том числе для рассеивания несанкционированных «скопищ», для усмирения буйств, восстановления порядка, для охраны порядка на военных парадах, во время пожаров, при проведении ярмарок, народных гуляний и т. д.

7. Шеф жандармов Н. В. Мезенцев.

Жандармские органы осуществляли пограничный паспортный контроль. Во время проведения этой процедуры пассажиры заносились в особые реестры, а фамилии владельцев паспортов проверялись на предмет розыска по линии Департамента полиции. Если обнаруживались лица, находившиеся в розыске, то часть из них арестовывалась на месте, а другие передавались под незаметное наблюдение филеров, которые были на пограничном пункте. Если обнаруживались фальшивые паспорта, то происходило выяснение личности. Все нужно было успеть в течение сорока минут — и дать разрешение на отправку поезда. Такая процедура на русской границе производила на иностранцев неприятное впечатление, но в годы Первой мировой войны они и сами пришли к аналогичной системе.

Серьезным пробелом в паспортном деле было то, что в паспорте отсутствовала фотография владельца – это облегчало использование чужих документов.

Первые сведения о том, что жандармские чины в качестве органа Третьего Отделения вели следственные действия, встречаются в Высочайшем указе от 24. 03. 1831 г.

После введения судебных уставов эпохи Великих реформ Александра II судебное преследование по делам о государственных преступлениях было поручено прокурорам судебных палат, в то время как юрисдикция жандармских органов в данной области не предусматривалась. Возникшие юрисдикционные недоразумения между двумя ведомствами, проводившими следствия по аналогичным категориям дел, привели к изданию специальных Правил от 19. 05. 1871 г., впоследствии вошедших в Устав Уголовного Судопроизводства 1892 г.

С этого момента на ОКЖ возлагалось проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. Дознание осуществлялось офицерами Отдельного корпуса (дознанием жандармы занимались как по представлению прокурора, так и непосредственно, в последнем случае ставя прокурора лишь в известность) — кроме случая совершения преступного деяния только военнослужащими на территории исключительного ведения военного или морского командований либо во время несения служебных обязанностей.

При обнаружении правонарушения, не содержащего признаков состава государственного преступления, жандармы ограничивались информированием об этом факте органов прокурорского надзора и общей полиции. Но если существовал риск, что улики и следы преступления до прибытия полиции могут погибнуть или подозреваемый может скрыться, то жандармы должны были принять все необходимые меры. В исключительных случаях орган прокурорского надзора был вправе, по своему усмотрению, возлагать на жандармских чинов производство дознания и по делам общих преступлений – впрочем, от данного поручения жандармский орган мог, по уважительной причине, уклониться.

8. Жандарм (нижний чин).

ЖПУЖД, помимо обязанностей, общих для чинов ОКЖ, в районе железных дорог во всех отношениях заменяли общую полицию — последняя действовала лишь по приглашению жандармского органа или при его отсутствии. Охрана благочиния, внешнего порядка и общественной безопасности – основные задачи, стоявшие перед ЖПУЖД. До 1906 г. ЖПУЖД не принимали непосредственного участия в политическом сыске, наблюдении, производстве дознаний по делам о государственных преступлениях. Но в соответствии с приказом № 145 от 28. 07. (10. 08.) 1906 г. на ЖПУЖД возлагались обязанности по производству дознаний по всем преступлениям политического характера, совершенным в полосе отчуждения железных дорог. В процессе производства дознания начальники ЖПУЖД подчинялись руководству губернских жандармских управлений. Получили ЖПУЖД и свою секретную агентуру.

В ходе совершения процессуальных действий жандармы были вправе совершать ряд следственных действий: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.

В случае совершения неправомерных действий и злоупотреблении полномочиями при проведении дознаний сотрудники жандармского органа могли привлекаться к ответственности – но лишь своим непосредственным начальством, в то время как прокурорский орган мог лишь информировать об этом факте и, в случае недостаточности наложенного на жандарма дисциплинарного взыскания, представлять материалы министру юстиции — для последующего согласования с министром внутренних дел. Разногласия между начальством виновного жандарма и прокурором по данному вопросу разрешались Сенатом (по 1 департаменту).

Порядок деятельности чинов ОКЖ регламентировался и специальными инструкциями. Так, секретная инструкция от 14. 02. 1875 г. предусматривала, что жандармская деятельность заключается как в предупреждении, так и в пресечении различных преступлений и проступков, а также во всестороннем наблюдении. Отмечалось, что если первый из данных видов деятельности опирается на действующее законодательство (прежде всего на закон от 19. 05. 1871 г.), то второй, наоборот, не должен подчиняться каким-либо определенным правилам, так как для его реализации требуется «известный простор» — «и тогда лишь встречает ограничения, когда материал, добытый наблюдением, переходит на законную почву и подвергается оценке, то есть уже является предметом деятельности первого вида». Документ подчеркивал, что основная задача сотрудников жандармского ведомства состояла в том, чтобы путем наблюдения за направленностью общественных политических идей и настроя общества, выявлять и преследовать любые попытки распространения вредных учений, направленных «к колебанию коренных основ государственной, общественной и семейной жизни».

Жандармские органы боролись с антиправительственными движениями, осуществляли розыск революционных организаций, препровождали особо опасных государственных преступников, руководили поимкой рекрутов, беглых крепостных, уголовников, докладывали в Третье Отделение (впоследствии в Департамент полиции) о настроении различных слоев населения. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 г. активизировало деятельность жандармских органов. И с 80-х годов XIX в. значительное место в деятельности жандармских управлений занимали дознания по политическим делам. В конце XIX — начале XX вв. жандармские органы иногда завершали политические дела самостоятельно, не передавая их в судебные органы (например, крупнейший политический процесс 90-х годов — Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»).

Кроме производства следствий жандармы должны были, как и раньше, вести всестороннее наблюдение. Шеф жандармов циркуляром от 14 ноября 1875 г. требовал от них постоянного надзора за школами, публичными лекциями, книжной торговлей и т. д.

Жандармские органы могли осуществлять задержания (на срок не более 2-х недель) всех лиц, которые внушали «основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в принадлежности к противозаконным сообществам», а также проводить обыски и т. п. Губернатор или градоначальник по просьбе жандармского органа имел право продлить срок предварительного ареста на срок до одного месяца.

В целях успешной борьбы с революционной пропагандой и агитацией Департамент полиции в 1902 г. создает особые городские розыскные отделения, переименованные в 1903 г. в охранные — и за жандармскими отделениями сохраняется только функция производства дознаний.

В соответствии с инструкцией 1904 г. в обязанности губернских жандармских управлений входило: наблюдение за населением и за направленностью общественных политических идей, информирование властей о злоупотреблениях и беспорядках, проведение дознаний по делам о государственных преступлениях, проведение расследований, наблюдение за лицами, пересекающими границу, реализация негласного надзора, контрразведка, розыск лиц, скрывающихся от властей, помощь органам общей полиции в деле восстановления нарушенного порядка, конвоирование арестантов. В губерниях, где отсутствовали охранные отделения, они выполняли в полном объеме свои прежние обязанности.

В 1907 г. создаются (по 1 на несколько губерний) районные охранные отделения. Командир ОКЖ генерал-лейтенант П. Г. Курлов отметил, что причиной этой реформы стало усиление революционного движения, показавшее недостаточность численного состава и слабую подготовку розыскных чинов жандармских органов. Офицеры ОКЖ привыкли работать по сложившимся шаблонам, делая упор на розыск подпольных типографий и нелегальной литературы, которые они по старинке принимали за серьезные факты антиправительственной деятельности. Охватить же видоизменившееся и развивавшееся революционное движение, особенно в условиях недостаточности сил и средств, они не смогли. Для усиления розыскной линии директор Департамента полиции М. И. Трусевич и создал районные охранные отделения. Руководители этих отделений должны были не только руководить политическим розыском, осуществляемым сразу несколькими губернскими жандармскими управлениями, входившими в соответствующий район, но и обучать офицеров розыскному делу. В ОКЖ выделилась категория так называемых офицеров розыска, находившаяся, по мнению П. Г. Курлова, в исключительном положении даже по отношению к прочим чинам корпуса: они игнорировали местную администрацию, а между ними и другими офицерами корпуса существовала определенная рознь. М. И. Трусевич был назван в качестве виновника происхождения этих негативных тенденций.

Здесь стоит вспомнить, что М. И. Трусевич занимался проверкой обстоятельств убийства П. А. Столыпина (за охрану которого в свое время отвечал П. Г. Курлов) – и резкие оценки последнего применительно к деятельности директора Департамента полиции неудивительны.

Также существовали розыскные пункты и розыскные части ЖПУЖД. Все они вербовали секретную агентуру, организовывали наружное наблюдение, осуществляли перлюстрацию писем и нередко прибегали к организации провокацией.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3

9. Начальник Екатерининского ЖПУ полковник ОКЖ Д. Н. Петров 1907 г.

В 1913 — 1914 гг. командир ОКЖ генерал-майор В. Ф. Джунковский провел реформу возглавляемой им структуры. В частности, основная часть районных охранных отделений была упразднена, а часть отделений преобразовывалась в розыскные пункты. На местах руководство сосредотачивалось в губернских жандармских управлениях. Своим циркуляром от 01. 05. 1913 г. В. Ф. Джунковский запретил вербовку секретных агентов из числа воспитанников средних учебных заведений. Более того, генерал потребовал избавиться и от тех, кто был завербован раньше. Он совершенно справедливо отмечал, что обучающиеся — лишь объект пропаганды, и использование их в качестве агентов вредно и нецелесообразно.

10. Нижние чины ОКЖ. 1910 г.

Дивизионы и городские конные и пешие жандармские команды комплектовались рядовым составом на общих основаниях, остальные части корпуса — сверхсрочнослужащими унтер-офицерами. Дивизион делился на 2 эскадрона. Когда обстановка не требовала наличия дивизиона в полном составе, в распоряжение частных приставов выделяли пешие и конные жандармские патрули, которые несли службу на наиболее сложных маршрутах.

Офицерский состав Корпуса (Отдельного корпуса) жандармов пополнялся переводом из войсковых частей: в корпус принимались офицеры, окончившие по 1-му разряду военные и юнкерские училища, прослужившие в строю не менее трех лет и выдержавшие особое испытание при штабе корпуса (сочинение на историческую тему и экзамен).

П. Г. Курлов отмечал, говоря о подготовке жандармского офицерства в начале XX века, что жандармские офицеры, вследствие отсутствия необходимого образования, учитывавшего реалии экономического и политического развития общества, не всегда должным образом ориентировались в усложнившейся обстановке. Недостаток образования пытались восполнить на подготовительных курсах — перед переводом офицера в корпус. Упор делался на общеобразовательные дисциплины.

Не принимались в состав Корпуса (Отдельного корпуса) офицеры, имевшие судимость или долги. Не могли стать жандармскими офицерами поляки-католики (или лица, женатые на католичках) и евреи (даже крещеные). Каждый офицер давал специальную подписку о том, что к тайным обществам, масонским ложам и прочим аналогичным организациям не принадлежал и в будущем принадлежать не будет.

Отношение общества к новому элитному соединению было неоднозначным.

С одной стороны, доверие монарха и проистекающая из него власть в сочетании с гораздо более высоким, чем в армии, жалованьем, увлекали в Корпус много офицеров. С другой стороны, в обществе утвердился взгляд на жандарма как на доносчика и шпиона, и случаи, когда приглашаемые в ряды ОКЖ офицеры отказывались от такой «постыдной» службы, также были нередки. В одной из модных пьес, шедших в Петербурге во время революции 1905 года, один из героев говорил другому: «Жандарм — это человек, занимающийся государственными делами по ночам».

Государство стремилось повысить привлекательность службы в ОКЖ – посредством как материального, так и морального стимулирования. Командир корпуса генерал-майор В. Ф. Джунковский в своем первом приказе по ОКЖ от 06. 02. 1913 г. выразил надежду, что в среде офицеров корпуса он встретит присущие русскому офицерству дух взаимного доверия, товарищества и благородного прямодушия по отношению друг к другу, к начальникам, и к подчиненным.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 4

11. Товарищ Министра внутренних дел, Командир ОКЖ Свиты ЕИВ генерал-майор В.Ф. Джунковский.

Исторически для Отдельного корпуса жандармов была характерна двойственность правового статуса. По строевой, инспекторской и хозяйственной части ОКЖ входил в систему Военного министерства. По наблюдательской части, проведению политического розыска, дознаний и другим полицейским и административным вопросам части и учреждения ОКЖ подчинялись Третьему Отделению (03. (15.) 06. 1826 г. – 06. (18.) 08. 1880 г.), а впоследствии Департаменту полиции МВД (06. (18.) 08. 1880 г. – 04. (17.) 03. 1917 г.).

Корпус был ключевым структурным звеном системы жандармерии Российской империи, но существовали и другие жандармские части и подразделения, административно в Корпус не входившие, но подчинявшиеся его командованию в оперативном отношении — жандармские полевые команды, переименованные позднее в полевые жандармские эскадроны. Они несли в войсках военно-полицейскую службу — как в военное, так и в мирное время.

Жандармский полк, сформированный из драгун, расформировывается, а лейб-гвардии Жандармский полуэскадрон преобразуется в гвардейский полевой Жандармский эскадрон. Последний вместе с появившимся в войсках армейским полевым Жандармским эскадроном был включен в состав полевой жандармерии, не подчиненной шефу ОКЖ и обслуживавшей в полицейском отношении войска. Всего существовало: 1 гвардейский и 6 армейских (в Вильно, Варшаве, Гельсингфорсе, Киеве, Одессе и Тифлисе) полевых жандармских эскадронов.

Эскадроны комплектовались грамотными и не скомпрометированными по службе унтер-офицерами и рядовыми из состава кавалерийских частей, которые отбыли не менее одного лагерного сбора в войсках. Полевые жандармские эскадроны подчинялись штабам соответствующих военных округов, гвардейский эскадрон впоследствии входил в состав Отдельного корпуса жандармов.

Император запретил секретную агентуру в воинских частях, считая достаточным наличие наблюдения со стороны военного начальства и полевых жандармских чинов. Служба полевых жандармских эскадронов носила военно-полицейский характер при войсках.

Гвардейский жандармский эскадрон, сформированный 27. 12. 1815 г., просуществовал до 1876 г., а затем был переформирован в кадровую команду. Но 12. 08. 1887 г. команда вновь становится эскадроном. Эскадрон участвовал в боевых походах, имел знаки отличия за Русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг. Если по штату от 24. 06. 1816 г. в составе гвардейского жандармского полуэскадрона было 4 офицера, 10 унтер-офицеров, 2 трубача, 90 рядовых и 16 нестроевых, то по штату от 12. 08. 1887 г. гвардейский жандармский эскадрон включал в свой состав 4 офицеров, 30 унтер-офицеров, трубача, 10 пеших рядовых и 9 нестроевых.

12. Лейб-гвардии Жандармский полевой эскадрон во главе со своим командиром полковником (в августе 1913 г. произведен в генерал-майоры) С. Саханским. Петергоф, 1905 г.

Таким образом, в России наблюдается отделение жандармской полицейской организации от военно-полицейской.

Кроме того, в течение всей истории жандармских органов Российской империи наблюдался антагонизм строевой и полицейской (сыскной) составляющих Корпуса (Отдельного корпуса) жандармов. В 1-й половине XIX века антагонизм не был столь явным, но затем усилился. Офицер корпуса вспоминал применительно к началу XX века, что в жандармском штабе царила обычная военная дисциплина (и отношение штабного начальства к офицерам розыска и к Департаменту полиции было принципиально холодным и отчужденным), а в Департаменте полиции – обстановка бюрократическая. Особенно это было заметно, когда командир ОКЖ одновременно не являлся и товарищем министра внутренних дел.

О том, какое практическое значение имел двойственный статус жандармских структур, дают представление слова П. Г. Курлова о ситуации, сложившейся в Привислинском крае, где жандармские офицеры-розыскники подчинялись не только товарищу министра внутренних дел — командиру корпуса, но и (по полицейской части) помощнику Варшавского генерал-губернатора. Последний, хоть и являлся по закону офицером ОКЖ, но из-за почти независимого статуса, занимаемого генерал-губернатором этого края, мог, пользуясь своим личным влиянием на последнего, иногда проводить в жизнь решения, не соответствующие директивам центральной власти.

Работа частей и учреждений ОКЖ после начала Первой мировой войны стала очень напряженной. Проведение всеобщей мобилизации требовало наличия усиленного контроля для обеспечения надлежащего порядка во время сбора призывников и их доставки в войска. Усилилась и работа на железных дорогах – жандармские органы выявляли иностранную агентуру и пресекали утечку за рубеж стратегических материалов и ценностей. Повышенное внимание уделялось и проводившим в военное время подрывную деятельность и антиправительственную агитацию социалистическим партиям.

Парадоксально, но в ноябре 1914 г. командир ОКЖ генерал-майор В. Ф. Джунковский вступил в полемику с министром юстиции И. Г. Щегловитовым на предмет того, каким судом — военным или гражданским — судить большевиков-депутатов Государственной Думы. Министр юстиции настаивал на военном суде, а командир Отдельного корпуса жандармов (!) стоял за гражданский. Поддержка со стороны Верховного главнокомандующего Действующей армией великого князя Николая Николаевича обеспечила В. Ф. Джунковскому победу.

Жандармские органы выполняли во время войны и контрразведывательные функции. Была налажена агентурная работа в прифронтовых и приграничных местностях, на завоеванных у противника территориях, а также в тылу врага. Донесения секретных агентов позволяли увидеть как экономическое состояние Германии и Австро-Венгрии, так и общественно-политические настроения на завоеванных территориях. Обеспечивали жандармские органы и эвакуационные задачи, самой известной из которых была эвакуация Варшавы летом 1915 г.

Командир ОКЖ сопровождал императора во всех поездках последнего по стране. Так, В. Ф. Джунковский посещал вместе с ним неоднократно Действующую армию, а также Одессу, Киев, Екатеринослав, Полтаву, Николаев, прифронтовые города — Перемышль и Львов, оборонные предприятия – Брянский, Путиловский и Тульский заводы, лазареты и госпитали.

13. Начальник императорской дворцовой Охраны полковник ОКЖ А. И. Спиридович.

Сразу же после Февральского переворота 1917 г., 04. (17.) 03. 1917 г. Временное правительство принимает решение об упразднении как охранных отделений, так и Отдельного корпуса жандармов (в том числе и ЖПУЖД).

07. 03. 1917 г. Временное правительство распорядилось арестовать начальника Штаба ОКЖ генерал-майора В. П. Никольского и чинов Штаба. Департамент полиции, охранные отделения и ОКЖ стали объектом самого пристального внимания прессы и «передовой общественности». Все стремились изловить жандармов и сотрудников «охранки», пресса посвящала этой теме целые столбцы и даже издания, а всевозможные ораторы только тем и занимались, что громили в своих речах полицию и «охранников». Давние счеты с политическим розыском были сведены, но попутно был разрушен аппарат военной разведки и контрразведки – уничтожением информационных баз и арестом серьезных разведчиков и контрразведчиков.

19-го марта решение правительства о расформировании ОКЖ, (включая ЖПУЖД) было опубликовано. Согласно ему Отдельный корпус упразднялся, а его чины, кроме тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не могли состоять на действительной службе, определялись в ряды вооруженных сил. Остальные увольнялись в отставку на общих основаниях. Дела, архивы и переписка Штаба и Главного управления ОКЖ передавались в Главный штаб Военного министерства, а аналогичные материалы охранных отделений, губернских, областных и городских жандармских управлений, розыскных пунктов, ЖПУЖД и их отделений, касающиеся хозяйственной и строевой части передавались уездным воинским начальникам, материалы политического и уголовного характера передавались прокурорам окружных судов, а дела о шпионаже — штабам военных округов.

И хотя Февральский переворот упразднил ОКЖ, многие бывшие жандармские офицеры и генералы приняли присягу на верность новому строю, а Временное правительство освободило всех арестованных жандармских офицеров. Чрезвычайная комиссия Временного правительства пыталась построить обвинение против высших руководителей Отдельного корпуса, но это дело не было доведено до конца.

Как писал генерал-майор Отдельного корпуса жандармов П. П. Заварзин, роль чинов ОКЖ была значительно меньше той, которая им приписывалась — какой-либо злой воли и злоупотреблений со стороны руководства розыскных учреждений не констатировала даже следственная комиссия Временного Правительства. Комиссия несколько месяцев изучала агентурные и другие материалы, находившиеся как в Департаменте полиции, так и в подчиненных ему органах, и при всем желании не смогла найти никаких улик, которые могли стать основанием для привлечения к судебной либо иной ответственности кого-либо из офицерского состава ОКЖ. Причем это обстоятельство было настолько веским, что вопрос об обвинении розыскных органов Корпуса в каких-либо правонарушениях оказался раз и навсегда снят.

Освобожденные из-под стражи после Февраля 1917 г. жандармские чины впоследствии приняли деятельное участие в антибольшевистском движении. Жандармские офицеры и генералы заняли посты в белогвардейских контрразведках и особых отделах и часто играли видную роль при белых правительствах (Е. К. Климович, А. И. Спиридович, П. П. Заварзин и др.).

А создание Отдельного корпуса жандармов стало важной организационной вехой и бесценным опытом практической работы в истории отечественных органов государственной безопасности.

Источник

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
  • Опубликовано: 3 месяца ago on 24.08.2017
  • Последнее изменение: Август 24, 2017 @ 4:30 пп
  • Рубрика: История
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Флорентий Павленков — основатель серии ЖЗЛ

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up