Loading...
You are here:  Home  >  История  >  СССР  >  Current Article

Национальный вопрос: как Сталин гарантировал равные права всем народам СССР

Опубликовано: 29.09.2017  /  Нет комментариев

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Фото: Wikimedia/Yevgeny Khaldei /Voller Erst/dpa-Zentralbild/Globallookpress/Анатолий Гаранин/РИА Новости

Но уже в 1918–1921 годах были поставлены вопросы о вхождении республик и автономных областей в состав РСФСР, заключении двусторонних договоров между республиками и РСФСР.

А 12 марта 1918 года столица РСФСР из Петрограда была перенесена в Москву,  где она и находилась до царствования Петра I, который перенес столицу российской державы из Москвы в Санкт-Петербург, присвоил России наименование Российская империя, а себе – титул императора.

Москва со временем стала столицей всех граждан Советского Союза, что способствовало объединению страны. Перенос столицы российского государства также указывал на выбор Россией своего, отличного от Запада пути и укреплял безопасность государства, так как столица перемещалась на восток, подальше от агрессивного Запада.

Программные положения по национальному вопросу определяли равноправие всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения, областную (территориальную) автономию для народов, не пожелавших отделяться, пролетарский интернационализм.

Положения выполнялись практически: получили независимость Финляндия, Польша,  Латвия, Литва и Эстония, которые входили в состав царской Российской империи. Остальные российские территории объединялись по взаимному согласию в соответствии с вышеуказанными положениями. Объединению способствовали существовавшие общие хозяйственные и культурные связи и стремление к обеспечению общей внешней безопасности.

В 1920–1922 годы все советские республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.

В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. На повестку дня встал вопрос о том, на какой основе объединяться республикам. По данному вопросу мнения И. В. Сталина и В. И. Ленина не совпали: первый опасался, что союз республик не выдержит испытания временем, а второй – что возвращение к фактически унитарному государству приведет к этническим войнам. Было утверждено предложение Ленина, с которым согласился и Сталин.

Надо признать, что при возрождении российского государства в виде СССР удалось избежать самых кровопролитных этнических и религиозных войн на территории бывшей Российской империи. Проект договора об образовании СССР был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также на съездах Советов.

И 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял Декларацию об образовании СССР. Договор заключили четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Документы провозглашали добровольность объединения, равноправие республик в Союзе, право выхода из Союза и право доступа в него других республик.

В 1924 году была принята Конституция СССР, которая не противоречила Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года, но законодательно оформляла добровольное объединение равноправных советских социалистических республик в Союз СССР. Введение в действие Конституции Союза ССР – основного закона советского социалистического многонационального государства – являлось событием большой важности.

В разработке конституции активно участвовали представители всех союзных республик. Проекты конституции обсуждались в республиканских партийных организациях и на сессиях Центральных исполнительных комитетов. Конституция СССР явилась результатом коллективного творчества представителей союзных республик.

В Конституции указывалось: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик».

Высшим верховным государственным органом Союза ССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а высшим исполнительным и законодательным органом в промежутках между съездами Советов – Центральный исполнительный комитет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Народных Комиссаров СССР избирался ЦИК СССР и был ответственен перед ним в своей работе.

В связи с принятием Конституции Президиум ЦИК СССР опубликовал 14 июля 1923 года обращение «Ко всем народам и правительствам мира», в котором изложил цели и задачи внешней политики Советского Союза.

В обращении говорилось: «Созданное таким образом на основе братского сотрудничества народов советских республик союзное государство ставит себе целью сохранение мира со всеми народами…».

Конституция первого в мире социалистического многонационального государства явилась документом большого значения. И 31 января 1924 года II съезд Советов СССР окончательно утвердил текст конституции, завершив оформление Советского государства. Сотрудничеству советских республик был придан еще более тесный, планомерный и постоянный характер. Конституция способствовала борьбе с  межнациональной рознью, великодержавным шовинизмом и национализмом. Объединение советских республик в единое союзное государство имело огромное значение для успешного развития и обеспечения безопасности народов СССР.

Резюмируя сказанное выше, необходимо подчеркнуть, что конституция 1924 года содержала раздел о национально-государственном устройстве СССР. Конституция установила государственный герб, флаг, гимн, столицу СССР.

По конституции 1924 года Союз ССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Вместе с тем надо заметить, что государственная власть концентрировалась в структурах компартии, жестко управляемых из единого центра. Компартия стягивала воедино пространства и народы огромной многонациональной державы.  Государственное устройство СССР определялось задачами построения сильного социалистического государства, создания эффективной системы управления в стране, масштабными целями экономического развития, увеличения обороноспособности и конкуренции с ведущими капиталистическими странами.

Через 12 лет была принята новая конституции 1936 года, которая с небольшими отличиями сохраняла национально-государственное устройство СССР, определенное конституцией 1924 года. Принятие указанного основного закона страны являлось одним из главных событий довоенного времени.

ЦИК СССР осенью 1935 года создал Конституционную комиссию и 12 подкомиссий. А 12 июня 1936 года проект конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих шести месяцев на всех уровнях. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысяч предложений, поправок, дополнений.

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов, должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма.

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

По поводу поправки к 17-й статье председатель комиссии И. В. Сталин сказал следующее: «Я думаю, что это предложение неправильно и потому не должно быть принято Съездом. СССР есть добровольный союз равноправных союзных республик. Исключить из конституции статью о праве свободного выхода из СССР – значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг. Говорят: «Но в СССР нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, и ввиду этого статья 17-я не имеет практического значения». Что у нас нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, это, конечно, верно. Но из этого вовсе не следует, что мы не должны зафиксировать в конституции право союзных республик на свободный выход из СССР. В СССР нет также такой союзной республики, которая хотела бы подавить другую союзную республику. Но из этого вовсе не следует, что из конституции СССР должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав союзных республик».

Предложение о порядке преобразовании автономных республик в союзные И. В. Сталин тоже не поддержал: «Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его содержания, но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственной и культурной их зрелостью, так же как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой».

Картинка

Сталин выделил три признака, которые дают основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик.

«Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.

В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела население, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо прибрали бы ее к рукам», – сказал он.

Картинка

Конституция СССР от 5 декабря 1936 года утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Она указывала, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности – государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, конституцией допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом.

Согласно основному закону труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В конституции записано, что в СССР осуществляется принцип социализма «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Конституция обязывает государство обеспечить рабочим местом каждого трудоспособного гражданина страны. Надо отметить, что действительно с начала 1930-х годов до 1991 года (год ликвидации СССР) безработица в СССР отсутствовала. Каждая союзная республика также имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР.

Картинка

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – были равноправны.

Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он был наделен большим кругом полномочий и прав. Например, отменять постановления СНК (Совета народных комиссаров, то есть Совета министров),  производить референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик,  назначать наркомов (министров) СССР, осуществлять помилование, назначать и сменять высшее командование Вооруженных Сил СССР и множество других прав. Депутат Верховного Совета СССР не мог быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР.

Министерства СССР являлись или общесоюзными, или союзно-республиканскими. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входили председатели Верховных Судов союзных республик по должности.

Картинка

Согласно конституции народные суды избирались гражданами района сроком на три года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на пять лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ознакомление с материалами дела через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке.

Высший надзор за точным исполнением законов наркоматами (министерствами) и учреждениями, должностными лицами и гражданами конституция возлагала на прокурора СССР.

Конституция СССР закрепляла основные права и свободы граждан СССР, а конституции союзных республик – граждан союзных республик. Граждане всех республик СССР имели право: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование и другие права.

Картинка

В конституции подчеркивалось, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или освенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Конституцией гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Наряду с правами конституция содержала и обязанности по соблюдению конституции, исполнению закона, соблюдению дисциплины труда, службе в Вооруженных Силах СССР и другие.

Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Картинка

Отдельные авторы пишут, что для своего времени конституция СССР 1936 года была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике – другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным конституцией 1936 года – в рамках именно того типа общества, каким был СССР.

Именно с того времени сложились современное понятие и взгляды на конституцию как основной закон. Еще И. В. Сталин отмечал: «Конституция не есть свод законов. Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов».

В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года закрепила административно-территориальное деление республики. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР, – это положение стало основой не только для конституции 1977 года, но и современной Конституции Российской Федерации.

Картинка

К 1940 году в состав СССР входили 16 союзных республик: Узбекская, Туркменкская (1923–1924), Таджикская (1931), Грузинская, Армянская, Азербайджанская (1936), Киргизская, Казахстанская (1936), Литовская, Эстонская, Латвийская, Молдавская (1939), Украинская, Белорусская, Российская, Карело-Финская (1940), которая в 1956 году была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках. В конституции 1977 года равенства и права республик были подтверждены. Таким образом, можно однозначно утверждать, что равенство советских республик было законодательно закреплено Конституцией СССР.

К сожалению, история СССР базируется не на фактах, а на вымышленных там, за океаном образах, подкрепленных всевозможными фальшивками. А вот конституции 1924, 1936 и 1977 годов являются фактами, которые приводят к выводу, что не могут такие конституции родиться в стране, в которой царил произвол и проводилась колонизаторская политика. Созданный на Западе образ такого СССР разбивается о статьи конституций.

Леонид Масловский

Источник

 

Национальный вопрос: как Сталин гарантировал равные права всем народам СССР
Средняя оценка: 5. Голосов: 1

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Как жили русские в союзных республиках Средней Азии

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up