Loading...
You are here:  Home  >  Общество  >  Current Article

Парадоксальная точность народной метеорологии

Опубликовано: 06.08.2017  /  Нет комментариев

130-12-2

Точность долгосрочных прогнозов связывается с созданием очень мощных компьютеров для построения более совершенных численных моделей атмосферы. ЭВМ метеорологи стали применять даже раньше военных, а спутники – наряду с военными. Это повысило надежность краткосрочных прогнозов, но не научило предсказывать даже на неделю вперед. Судя по всему, дело не в недостатке информации, а в методике выявления главных факторов, формирующих состояние атмосферы.

Начальник гелиометеорологической станции из города Темиртау в Горной Шории (Кемеровская область) Анатолий Дьяков, рассматривая солнечные пятна, за месяц спрогнозировал страшный ураган на Кубе 1966 года и многие другие бедствия. О своих открытиях предостерегал телеграммами высшие партийные и государственные инстанции. От него отмахивались, но на Кубе прислушались и спаслись. Затем Политбюро ЦК КПСС, предупрежденное о жарком лете 1972 года, обязало руководство Гидрометеослужбы вникнуть в суть прогнозов Дьякова. Ослушаться руководство не посмело, но постепенно оттеснило и маргинализировало Дьякова. Гений умер в безвестности. Так провалилась очередная попытка увязать воздушный океан с солнечной сферой.

Затем датчики космических аппаратов обнаружили в околоземном пространстве столько свободных электронов, сколько было бы их, если бы лучи короны доходили до нашей планеты. Оказалось, что мы живем как бы внутри Солнца. Но в учебниках по метеорологии об этом факте даже не упоминается.

Задолго до Дьякова другой русский гений, Александр Леонидович Чижевский установил тесную связь между количеством пятен на Солнце и ростом животных, эпидемиями, миграциями, частотой внезапных смертей, землетрясениями и даже историческими событиями. Выявилось, что все они связаны с 11-летним циклом солнечной активности. Сам Чижевский был в 1943 году осужден на 8 лет, в 1950 году переведен на спецпоселение в Караганде, откуда освобожден в 1954 году, после 11-летнего заключения. Впоследствии систематически создавались комиссии, где признавалось лженаучность его трудов.

Гораздо меньше известно, что еще до Чижевского русское крестьянство установило полугодовые и меньшей продолжительности циклы в погодных явлениях. Основаны они на вековых и притом массовых наблюдениях миллионов землепашцев. С успехом использовали они предсказательное значение отдельных дней. По признакам текущей погоды предвычисляли грядущий урожай.

Численным моделям барических систем посвящены тысячи толстых томов. Тысячелетней мудрости народных предсказаний о погоде не уделено и десятитысячной доли того.

Великолепную сводку крестьянских предсказаний погодных условий произвел Константин Феофилактович Агринский в книге «Русские народные приметы о погоде и их значение для практической метеорологии и сельского хозяйства», выпущенной в 1899 году в Саратове. Автор особенно настаивает на распределении народных примет по районам. Их нельзя сваливать в одну корзину, как это делается в публикуемых народных календарях. Необходим краеведческий подход. Сам Агринский внимательно рассматривает приметы землепашцев черноземной полосы Центральной России.

Специально исследует Агринский примету инея на день Григория Нисского – 10 января старого стиля, соответствующего нашему 23 января. Этот день именовался «летоуказателем». Если на Григория выпадет иней, то через 140–145 дней, с 13 по 17 июня по новому стилю, будут дождливыми. Причем если иней выпадет при пасмурной погоде, то следует ожидать обложных дождей, в эти дни прольется ливень из грозовой тучи.

Пятидневка с 13 по 17 июня была предметом особого внимания земледельцев потому, что в Черноземье на эти дни выпадает цветение и налив зерна ржи. Если дождь в те дни собьет цветы на землю и помешает опылению или рожь поляжет от тяжести дождевой воды, значительная часть энергии, приготовленной к акту оплодотворения, уйдет на подъем потрепанных растений. Эти дожди определяют, таким образом, «щуплость зерна и полеглость соломы».

Большое прогностическое значение отводилось 10 июля (Самсонов день). «На Самсонов дожжь (дождь) – в семь недель тожжь», то есть самсоновский дождь предопределяет наступление через 49 дней так называемых успенских дождей. «Если в Самсона-сеногноя сено зелено, каша будет черная (гречневая), если черно, каша будет белая (пшенная)». Иными словами, сухая погода с высыханием скошенной травы благоприятствует урожаю гречки. Дождливая и теплая погода, влекущая гниение сена, благоприятствует урожаю проса. Это были главные культуры черноземного земледельца, дающие «белую и черную кашу – мать нашу».

С Ильиным днем 2 августа, названым в память древнего пророка (IX век до н.э.), бывшего, к слову сказать, замечательным метеорологом своего времени, связывается резкая температурная перемена русского лета. «На Илью до обеда лето, а с обеда осень», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается», «До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит». По утренней температуре 7 августа (дня св. Анны, матери Пресвятой Девы) делали заключение о характере грядущей зимы: «Коли утренник в Анну холодный, то и зима холодная».

Особым почитанием у народных метеорологов Черноземья пользовались дни Покрова (1 октября старого стиля, соответственно 14 октября нашего летоисчисления). «Каков Покров, такова и зима», – говорили народные метеорологи. «Коли на Покрова ветер с севера – быть суровой зиме, с юга – умеренной, при неравномерном ветре – быть зиме непостоянной».

Приметы, собранные Агринским, касаются центрально-черноземных областей средней России, так что для Москвы могут и не оправдаться. Но в  2017 году оправдалось. Скирд, правда, в поле зрения не оказалось, но березы стояли в серебре инея. И, пожалуйста, в Москве с 13 по 17 июня каждый день шел дождь. 16 июня в столице был установлен температурный антирекорд.

Агринский приводит примеры верного предсказания по приметам на Покрова и Григория засухи, постигшей центрально-черноземные области России в 1891 году с последовавшим голодом. После этого события директор Главной геофизической обсерватории Генрих Иванович Вильд обратился в печати к сельским хозяевам с призывом прийти «на помощь обсерватории своими советами в деле лучшей и целесообразной постановки метеорологических наблюдений, и чтобы при их содействии ей, обсерватории, удалось наконец в стране, занимающейся преимущественно хлебопашеством, расширить применение метеорологических наблюдений к целям практики». Вы можете ожидать такого призыва от современных руководителей Гидрометеослужбы или академиков от метеорологии?

Впрочем, винить ученых метеорологов в высокомерном отношении к системе народной метеорологии сложно. Ведь народные приметы о погоде были строго привязаны к двунадесятым праздникам, дням памяти пророков и апостолов, а также святителей, преподобных и мучеников. Например, «Мученики Платон да Роман (1 декабря нового стиля) покажут зиму нам». Или что после 9 (22) марта «дня 40 мучеников» люди наказываются на протяжении 40 дней холодными утренниками. Тут-то научные метеорологи с радостью опровергнут цифрами температурных наблюдений, что заморозков 40 дней непременно вовсе не наблюдается.

Только судили о холоде народные метеорологи не по термометрам, а скорее по инею на крышах и в низинах, выпадению снега, подмерзанию вечерами весенней грязи. Эти явления могут происходить и при температуре на метеостанциях выше нуля. Что поделать? Вникая в тайны времени и сопровождающие их погоды, русское крестьянство пренебрегало инструментальной точностью, зато с успехом предрекало многие погодные явления.

Вот и у Пушкина читаем:

«Пастух и земледел в младенческие лета/ Взглянув на небеса, на западную тень,/ Умеют уж предречь и ветр и ясный день,/ И майские дожди, младых полей отраду/ И мразов ранний хлад, опасный винограду».

Баратынский поясняет:

«Пока человек естества не пытал/ Горнилом, весами и мерой,/ Но детски вещаньям природы внимал/ Ловил ее знаменья с верой;/ Покуда природу любил он, она/ Любовью ему отвечала:/ О нем дружелюбной заботы полна,/ Язык для него обретала».

Язык этот постигался вековым и притом массовым самым внимательным наблюдением за явлениями земной жизни многомиллионного русского крестьянства.

С раскулачиванием и коллективизацией значение народных примет существенно упало. Когда пахать, сеять и собирать урожай, решать стал не земледелец и даже не агроном, а райком и обком.

Источник

Парадоксальная точность народной метеорологии
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
  • Опубликовано: 3 месяца ago on 06.08.2017
  • Последнее изменение: Август 5, 2017 @ 11:12 пп
  • Рубрика: Общество
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Эффект «Спящих»: либеральную интеллигенцию лишили неприкосновенности

Читать далее →
Scroll Up

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup