Loading...
You are here:  Home  >  Россия Tрудовая  >  Профсоюзы  >  Current Article

Пенсионная роботизация

Опубликовано: 24.01.2018  /  Нет комментариев

— Уже сегодня мы должны ставить задачу по изменению отношения к системе здравоохранения и образования, по повышению квалификации, по увеличению доходов тех, кто работает в этих сферах, — заявил премьер Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме в РАНХиГС 16 января.

Интересна формулировка “уже сегодня”: ведь задача повысить доходы бюджетников была поставлена еще в майских указах 2012 года — где все это время был господин Медведев? Но, пожалуй, вот основное из сказанного им: “сейчас” главной ценностью при принятии управленческих решений становится человек. “Это абсолютно новый и серьезный вызов для тех, кто занимается подготовкой таких решений. И подготовкой, и последующим исполнением”, — признал премьер. То есть раньше при принятии решений на людей не оглядывались.

Возможно, это прозрение запоздало больше, чем кажется, поскольку “современные технологии трансформируют рынок труда” — на рабочих надвигается роботизация производства. Но, утешил премьер, рост безработицы — “не единственно возможный результат”: новые технологии помогут в борьбе с дефицитом трудовых ресурсов. Дескать, из-за демографического спада в 1990-е рабочих рук скоро будет остро не хватать. Интересно: а если усилия правительства по повышению рождаемости приведут к демографическому взрыву — уберут ли роботов в чулан?

— Прогресс технологий создает и другие вызовы, в том числе социальные, такие как рост неравенства, — продолжил Медведев. — Причем речь идет не только о неравенстве в доходах, но и о неравномерности территориального развития. И наша задача — обеспечить все условия для нормальной жизни и развития людей.

Таким образом, на первый план выходит политика в сфере труда и социальной сферы. Которую и обсуждали участники экспертной дискуссии “Останется ли социальная политика национальным приоритетом”.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева считает, что хорошие новости есть: “рекордно низкая инфляция”, “некоторое” оживление спроса и, наконец, “самое главное достижение в 2017 году” — рост зарплат. Но у Малевой были и не столь хорошие новости:

— Если зарплаты демонстрирует серьезный рост, если пенсии демонстрируют незначительный, но все-таки рост… мы должны признать, что роста доходов населения нет… В течение последнего года доходы падали в 3/4 российских регионов… 1% — это не тот рост [на потребительском рынке], о котором можно сказать, что он отвернул “Титаник” от айсберга.

Ввиду падения доходов Малева ожидает “вполне предсказуемый” рост бедности населения (в начале 2000-х за чертой бедности находились около 11% россиян, сейчас — около 14%). Главным же фактором на рынке труда эксперт назвала сокращение экономически активного населения: “За 9 месяцев 2017 года мы потеряли 0,6 млн человек на рынке труда” (к словам премьера о роботизации). Рецепт от Малеевой, как преодолеть нехватку рабочей силы: повысить пенсионный возраст (то есть на роботов пока что рассчитывать не приходится).

Первый замминистра труда Алексей Вовченко признает, что в реальных доходах населения “провал”. Бороться с ним правительство пытается с помощью валоризации пенсий (около 600 млрд руб. в год) и социальных доплат к ним (около 20 млрд). Плюс соцпособия, повышение МРОТ и вообще зарплат. Но правительству “предстоит еще думать и думать вперед”.

— Доля соцрасходов в консолидированном бюджете всех регионов за 2012 — 2016 годы сократилась с 61% до 58%, — докладывает профессор МГУ Наталья Зубаревич. — 2015 год: мы не повышали расходов на образование и культуру (мягко говоря). 2016 год: нездорово было со здравоохранением. В 2017 году, как ни парадоксально, начали экономить на соцзащите. А дальше что?.. Когда Минфин говорит, что у нас все шикарно, суммарный профицит, — простите, у нас основную часть профицита обеспечивает столица… у остальных все сильно по-другому.

Директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров обратился к проблемам соцстраха. По его мнению, система не работает потому в том числе, что на деле не является страховой, а “налоги мы почему-то называем взносами”. А “действительно страховая модель” заключается, по мнению Назарова, в разделении “покупателя” и “поставщика” медпомощи: страхового фонда и государства. И пояснил суть недостатков сегодняшней модели медстрахования:

— …Когда у вас региональный министр — одновременно учредитель… медицинских организаций, и он же платит за медпомощь руками территориального фонда, который — тоже его учреждение. А страховые компании ни за что не отвечают.

Тем не менее замминистра Вовченко в ответ на вопрос из зала заявил, что никакие реформы в сфере государственных внебюджетных фондов “не рассматриваются”. И напрасно: уже на следующий день на том же форуме глава Счетной палаты Татьяна Голикова, министр финансов Антон Силуанов, глава ФНС Михаил Мишустин и другие ответственные люди вовсю обсуждали возможность слияния фондов, снижения ставки с одновременным повышением НДС и переложения части страховой нагрузки на работников…

И возникает вопрос: либо нас “успокоительно” обманывают, либо левая рука в правительстве не ведает, что делает правая. А потому есть предложение: начать роботизацию с правительства.

Комментарий

Александр Шершуков, секретарь ФНПР:

— Роботизация идет во всем мире, но России почти не коснулась: доля роботов в производстве у нас незначительна. Еще напомню, что некоторое время назад перед правительством стояла задача создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. О том, что эти места для роботов, никто не говорил. Если же вдруг состоится роботизация и рабочие места, где заняты россияне, сократятся, то вопрос в том, куда пойдут эти люди. У нас пока не внедряется так называемый безусловный базовый доход, что пытаются сделать в некоторых Скандинавских странах. Так за счет чего будут жить люди, оставшиеся без работы? Ответа никто не давал.

Проблемы нехватки рабочих рук у нас нет. Есть проблема с тем, что на предлагаемых местах обычно настолько небольшая зарплата, что люди идут работать в теневой сектор. Решить эту проблему может повышение зарплаты и централизованная политика правительства по развитию профобучения. А повышение пенсионного возраста проблему нехватки рабочих рук не решит, что профсоюзы не раз доказывали с цифрами на руках.

О возможной реформе внебюджетного госстрахования. Здесь проблема в том, что подобные реформы принимаются не в результате длительного и содержательного обсуждения, а политическим решением. По большому счету, так было принято решение о повышении МРОТ до прожиточного минимума с 1 мая этого года. В данном случае — это позитивное решение. Но и другие вещи могут не обсуждаться ни с Минтрудом, ни с обществом. Например, так было передано налоговым органам администрирование страховых сборов. А заявления “это не обсуждается” не означают, что “это” не будет принято.

О словах Владимира Назарова по соцвзносам. В отличие от налогов, из которых формируется госбюджет, соцвзносы — это отложенная часть зарплаты работников. Это не государственные деньги, а деньги работников! И проблема, скорее, в том, что государство по наущению либеральных экономистов — таких как Назаров — склонно манипулировать этими средствами по своему усмотрению, играя с размерами ставок страховых взносов и проч.

Источник

Пенсионная роботизация
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Голикова предложила развивать систему корпоративных пенсий

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up