Loading...
You are here:  Home  >  История  >  Взгляд в прошлое  >  Current Article

Птенцы «Орлицы»

Опубликовано: 08.07.2017  /  Нет комментариев

flot

Ровно 100 лет назад состоялось боевое крещение российской военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линкор «Слава» и эсминцы «Сибирский стрелок» и «Охотник» производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта «Орлица».
Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета «Фридрихсхафен» FF.33 и одна летающая лодка «Бранденбург» FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по кораблям.
В это время над эскадрой патрулировал М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова. При появлении над горизонтом вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул.
Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета «Фридрихсхафен» со «зловещим» бортовым номером 666. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими кораблями и был взят в плен.

Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться. В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских авиаторов.

Кстити, с этим воздушным боем связан довольно нелепый казус. В 1996 году тогдашний министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался «отодвинутым» на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена.

На заставке — авиатранспорт «Орлица» с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Этот авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода «Императрица Александра». Помимо самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, поэтому иногда его называли «гидрокрейсером».

saul275

«Орлица» с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позже замененные на М-9.

2

Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет «Льюис» пехотного образца.

51-1

М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом «Максим».

(070406132422)_Grigor_M9-2.jpeg

Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.

post-700-0-56226300-1368008709

«Фридрихсхафен» FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.

13576232053_02308a677c_b

Еще один участник боя — летающая лодка «Бранденбург» FB.

Птенцы «Орлицы»
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Забытое подданство

Читать далее →
Scroll Up

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup