Loading...
You are here:  Home  >  Политика  >  Current Article

Русская мягкая сила против американских авианосцев

Опубликовано: 11.09.2017  /  Нет комментариев

Как непубличная дипломатия работает на международный авторитет страны

В прошлом году Россия впервые вошла в топ-30 самых влиятельных стран мира по критерию мягкой силы – способности влиять на других не деньгами и оружием, а культурой и гражданскими ценностями. Рейтинг Soft Power 30 ежегодно публикует лондонское PR-агентст- во Portland. В текущем году Россия поднялась вверх еще на одну позицию и занимает сейчас 26-ю строчку. Специалисты Portland Communications в 148-страничном докладе, опубликованном 23 июля, подробно объясняют, что они вкладывают в понятие «мягкой силы» и на какие критерии опирались при составлении рейтинга. Так, авторы доклада учитывали объективные данные, то есть общедоступную информацию о правительстве, культуре, экономике, образовании, а также данные соцопросов. При этом индекс мягкой силы на 70% складывался из объективной информации и на 30% – из опросов о культуре, о позиции страны в мире и о ее внешней политике. «После неожиданного прошлогоднего прорыва в Soft Power 30 Россия продолжает свое восхождение, заняв 26-е место. Она, безусловно, привлекла внимание международных хедлайнеров (ведущих СМИ. – Л.Г.). Президент США Дональд Трамп начал свое пребывание на высшем уровне, высоко оценив сильные лидерские качества президента Владимир Пути- на, он намерен пресечь обвинение в том, что его администрация пользовалась поддержкой Кремля во время предвыборной гонки.

С момента объявления Комитетом по разведке США вывода о вмешательстве Кремля в президентские выборы 2016 года, в адрес России все еще звучат обвинения во вмешательстве в ход выборов и в совершении хакерских атак, непосредственно поддерживаемых государством. С другой стороны, российская мягкая сила становится эффективным инструментом в урегулировании сирийского конфликта: Россия оказала сильную поддержку Асаду и помогла добиться прекращения огня. За пределами международных отношений Россия опирается на свою культуру. Всемирно известные учреждения вроде Большого театра и Эрмитажа – это отображение способности России идти в ногу с любой другой нацией», – заключают составители рейтинга.

В подиндексе дипломатии Россия заняла 10-е место, что отражает сильное влияние любого ее посольства и постоянного представительства в многосторонних международных организациях. В то же время, как отмечают аналитики агентства и что не признают российские эксперты, рейтинг России мог быть еще выше, если бы не «нарушение демократических принципов» на выборах в законодательные органы власти в 2016 году: «Авторитарный режим, такой как Россия, особенно плохо проявился в категории избирательного процесса и плюрализма». Ну, не западным аналитикам судить об этом, особенно после скандальной избирательной кампании американского президента и беспрецедентного давления на Дональда Трампа после его победы на выборах.

Portland прогнозирует в 2018 году дальнейший рост рейтинга России в связи с проведением президентских выборов и чемпионата мира по футболу. Последний аналитики связывают с проявлением традиционного русского гостеприимства. В этой категории, согласно международному опросу, Россия среди 30 стран занимает самую высокую строчку рейтинга.

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Считается, что началом реализации Российской Федерацией концепции мягкой силы в международных отношениях является указ президента РФ от 21 июня 2007 года № 796 «О создании фонда «Русский мир». Однако сам термин «мягкая сила» в первом десятилетии XXI века не применялся в нормативно-правовых актах, определяющих внешнюю политику Российской Федерации.

Довольно долгое время мягкая сила воспринималась как недостойное (манипулятивное) средство реализации собственных интересов. Вместо термина «мягкая сила» в нормативно-правовых документах использовалось частичное описание этой концепции. С другой стороны, все очевиднее становились несостоятельными поиски нормативного объединяющего идеала, способного сформировать ядро мягкого потенциала.

«Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом».В Концепции внешней политики РФ, утвержденной президентом РФ 28 июня 2000 года в развитие Основных положений концепции внешней политики РФ (утвержденных распоряжением президента РФ от 23 апреля 1993 года № 284-рп), термин «мягкая сила» не использовался, хотя частично его описательная часть приводилась в различных разделах документа. Так, в «Общих положениях» основными задачами указывались «содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах». В разделе «Современный мир и внешняя политика Российской Федерации» интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности были отнесены к «главным составляющим национальной мощи Российской Федерации» наряду с концентрацией финансового капитала и диверсификацией экономических связей. В разделе «Права человека и международные отношения» развитие международного сотрудничества в области гуманитарного обмена было названо в числе задач России. Наконец, пятый раздел «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности» целиком был посвящен одному из ключевых направлений реализации концепции мягкой силы, хотя, повторюсь, этот термин не использовался.

В разделе «Региональные приоритеты» в отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной задачей было названо сохранение наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей.

Таким образом, с начала XXI века руководство страны приступило к подготовке и созданию нормативно-правовой базы и формированию на федеральном уровне органов власти и организаций, которым в будущем предстояло приступить к реализации концепции мягкой силы. В 2007–2012 годах этот процесс получил большое ускорение.

ОТ ОСУЖДЕНИЯ К ПРИЗНАНИЮ

Самым первым и самым большим событием в реализации концепции мягкой силы стал действительно указ президент РФ от 21 июня 2007 года № 796 «О создании фонда «Русский мир». Как записано в документе, фонд был создан «в целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом».

Учредителями фонда, согласно указу президента РФ, стали Министерство иностранных дел РФ и Министерство образования и науки РФ. Однако их роль в деятельности фонда была этим ограничена. Все члены высшего органа управления фонда, его попечительского совета и члены правления фонда, который осуществляет оперативное управление фондом, назначаются президентом РФ, что свидетельствует о высоком статусе этих должностей и исключительной важности самой организации.

Имущество фонда формируется за счет средств федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников, как указано в документе.

В 3-м разделе «Имущество фонда» Устава эти положения раскрыты более подробно. «Источниками образования имущества фонда являются:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей за счет средств федерального бюджета;

2) добровольные имущественные взносы граждан и юридических лиц;

3) пожертвования граждан и юридических лиц;

4) выручка от реализации товаров и услуг;

5) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

6) иные не запрещенные законом поступления».

И еще один любопытный пункт Устава 3.8, согласно которому годовой отчет о деятельности фонда, утвержденный Попечительским советом, направляется учредителям, а также президенту РФ. За 10 лет ни один годовой финансовый отчет не стал достоянием общественности.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом РФ Дмитрием Медведевым 15 июля 2008 года, которая «дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной президентом РФ 28 июня 2000 года, также не используется термин «мягкая сила». Однако впервые введены новые термины «русский мир» и «публичная дипломатия».

Публичная дипломатия – один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран, в реализации которого активно участвует гражданское общество, общественные и политические организации и объединения и рядовые граждане России. Публичная дипломатия является составной частью мягкой силы.

В «Общих положениях» концепции, как и в предыдущем аналогичном документе, в числе основных целей главных внешнеполитических усилий было определено содействие объективному восприятию России в мире, поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России.

В разделе «Современный мир и внешняя политика РФ» было указано, что «на передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные». Отмечалось, что «возрастает значение религиозного фактора в формировании системы современных международных отношений».

В разделе «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» впервые было заявлено о «Русском мире», а именно, что Россия рассматривает «многомиллионную русскую диаспору «Русский мир» в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры».

Шестой пункт этого раздела полностью посвящен информационному сопровождению внешнеполитической деятельности государства и публичной дипломатии.

«Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

В рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности».

В разделе «Региональные приоритеты» явно снижено значение для России государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Если развитие взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией и некоторыми другими государствами Западной Европы рассматривалось как важный ресурс продвижения национальных интересов России, то о других европейских странах говорилось иначе: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них».

МИНИСТЕРСТВО ОБАЯНИЯ

Для реализации идеи публичной дипломатии потребовалось создать специальный орган с правами министерства. Менее чем через два месяца после утверждения новой Концепции внешней политики президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ №1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». Президент распорядился переименовать Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств в Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Был упразднен Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел РФ, а его функции переданы Россотрудничеству.

Этим же указом было утверждено Положение о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Интерес представляют некоторые его детали.

Так, Россотрудничество подведомственно МИДу, однако назначение руководителя, его четырех заместителей и оргштатная структура (в составе центрального аппарата было восемь, в настоящее время десять управлений по основным направлениям деятельности) находятся в ведении президента РФ.

Предельная штатная численность центрального аппарата была установлена в количестве 257 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), и фонд оплаты труда работников центрального аппарата (в расчете на квартал) в размере около 23 млн рублей.

Предельную штатную численность представительств Россотрудничества и предельную численность представителей Россотрудничества в составе дипломатических представительств Дмитрий Медведев установил в количестве 490 единиц. С 1 января 2009 года штат был расширен до 600 единиц. Количество работников, принимаемых на работу в государстве пребывания, установили сначала в 330 единиц, а с 1 января 2009 года увеличили до 415 единиц.

Россотрудничеству разрешили по согласованию с МИДом иметь свои представительства за рубежом, а также направлять своих представителей для работы в составе дипломатических представительств РФ. Работников, направляемых Федеральным агентством на работу в его представительства и представителями в составе дипломатических представительств, сначала было 160 человек, а с 1 января 2009 года – 185 человек. За представительствами было закреплено недвижимое имущество Российской Федерации, находящееся за рубежом.

Нельзя обойти вниманием некоторые функции и задачи Федерального агентства, которое в 2013 году журналисты назвали главным проводником концепции мягкой силы.

Во-первых, оно координирует деятельность российских и зарубежных организаций (последнее, на мой взгляд, особенно примечательно – российское агентство координирует деятельность зарубежных организаций) по подготовке гуманитарных, научных и культурных акций Российской Федерации.

Во-вторых, содействует подбору и направлению на учебу в Россию иностранных граждан, что можно сравнить с подбором будущих агентов влияния.

В-третьих, организует работу с проживающими за рубежом выпускниками советских и российских образовательных учреждений и их объединениями в интересах России.

В-четвертых, обеспечивает работу по популяризации русского языка за рубежом.

В-пятых, координирует сотрудничество между породненными городами.

Наконец, в-шестых, как любое федеральное ведомство, Россотрудничество обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную тайну, и осуществляет мобилизационную подготовку своих работников. Иными словами, можно предположить, что в его составе есть секретная часть (подразделение по работе с секретными документами) и шифровальная служба.

Небезынтересная деталь: финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с международной деятельностью Россотрудничества, осуществляется за счет как бюджетных ассигнований, так и средств, получаемых от разрешенных видов деятельности, что указывает на коммерческую составляющую публичной дипломатии.

В дополнение к Россотрудничеству 2 февраля 2010 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 60-рп «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова». Учредителем фонда президент назначил МИД. Как отмечено в распоряжении, «целями создания фонда являются поддержка публичной дипломатии, содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активное вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс».

В день инаугурация 7 мая 2012 года Владимир Путин продолжил эту работу, подписав в ряду важнейших указов, по которым страна живет уже более пяти лет, и указ № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Глава государства постановил («постановляю» – так в документе) в сфере международных гуманитарных связей расширять российское культурное присутствие за рубежом, укреплять позиции русского языка в мире, развивать сеть российских центров науки и культуры.

Указом было предписано: «В интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс, укреплять взаимодействие с Общественной палатой РФ, некоммерческой организацией «Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова», другими неправительственными организациями внешнеполитической направленности, содействовать их широкому участию в деятельности мировых экспертно-политологических диалоговых форумов, в международном гуманитарном сотрудничестве».

Правительству РФ президент поручил «разработать концепцию укрепления ресурсного и кадрового потенциала системы Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству», а Министерству иностранных дел РФ – представить до декабря 2012 года проект Концепции внешней политики РФ в новой редакции.

В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», был разработан План деятельности Министерства иностранных дел РФ на период до 2018 года. Один из разделов плана был посвящен мягкой силе. В документах внешнеполитического ведомства этот термин применительно к России использовался впервые.

В разделе 6 «Содействие развитию российского потенциала мягкой силы, наращивание культурного и образовательного присутствия России в мире» записано, что МИД совместно с Россотрудничеством «будет вести комплексную работу, нацеленную на существенное усиление культурного и образовательного присутствия нашей страны в мире».

МИД запланировал увеличить число российских центров науки и культуры за рубежом (РЦНК) с 96 в 2014 году до 110 к 2018 году. Одновременно увеличить количество курсов и учебно-методических центров по изучению русского языка на базе РЦНК с 70 в 2014-м до 91 в 2018 году. Число слушателей ежегодных курсов и учебно-методических центров по изучению русского языка должно увеличиться с 24,7 тыс. человек в 2014-м до 38 тыс. человек к 2018 году.

Предполагалось осуществить меры с целью более активного проведения ежегодных культурных акций с участием российских деятелей культуры, искусства и творческой молодежи на базе РЦНК. Их число должно возрасти с 474 в 2014-м до 2152 в 2018 году.

Увеличить число молодых представителей зарубежных политических, общественных, научных и деловых кругов, принимающих участие в программе краткосрочных ознакомительных поездок в Россию. На 2018 год запланировано 10 850 таких поездок.

В свете обострения информационной обстановки в мире большое значение МИДом придается максимально полному и оперативному доведению до иностранной аудитории российского видения узловых сюжетов международного развития, противодействию попыткам дискредитации внешнеполитического курса страны. Осуществление этих задач связали с дальнейшим развитием взаимодействия с печатными и электронными СМИ на площадке пресс-центра МИД России, совершенствованием мультимедийной основы интернет-порталов МИД и российских представительств за рубежом, активным задействованием ресурсов социальных сетей.

ДЛЯ ВНЕШНЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Еще одним инструментом мягкой силы стало общероссийское общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» (РВИО). Оно было создано по указу президента РФ Владимира Путина в декабре 2012 года «в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России, содействия изучению отечественной военной истории и противодействия попыткам ее искажения, обеспечения популяризации достижений военно-исторической науки, воспитания патриотизма и поднятия престижа военной службы».

Учредителями РВИО президент назначил Министерство культуры и Министерство обороны. Правительству было поручено до 31 марта 2013 года определить состав федерального имущества, передаваемого РВИО обоими министерствами; разместить РВИО в Москве, а его структурные подразделения – в центрах федеральных округов; утвердить порядок предоставления субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Министерству культуры РФ.

Выполняя указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 605, МИД разработал и представил Владимиру Путину новую редакцию Концепции внешней политики РФ. Она была утверждена указом президента 12 февраля 2013 года.

Особый интерес в документе представляют две статьи: 20 и 39. В них впервые на законодательном уровне признана необходимость применения концепции «мягкой силы» во внешней политики России.

Получилось так, что сначала был создан инструмент реализации концепции (Россотрудничество, фонд «Русский мир» и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова), а уже потом – ее нормативно-правовая основа.

В документе отмечено, что «мягкая сила» становится неотъемлемой составляющей современной международной политики. Ей дано определение в том смысле, как это понимают в МИДе: «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». Вместе с тем отмечена опасность «деструктивного и противоправного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека, за рубежом».

В ст. 39 перечислены задачи, в том числе: «работать над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, а также участия в программах помощи развивающимся странам, формировать инструменты воздействия на ее восприятие в мире». В числе этих задач указана и необходимость «совершенствовать систему применения мягкой силы, искать оптимальные формы деятельности на этом направлении, учитывающие как международный опыт, так и национальную специфику и опирающиеся на механизмы взаимодействия с гражданским обществом и экспертами, продолжить формирование нормативной базы в указанной сфере».

30 ноября 2016 года президент Владимир Путин указом № 640 утвердил новую редакцию Концепции внешней политики РФ. «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам».

Язык нового документа отличается лаконизмом формулировки. Констатация явления вместо прямой постановки задач, возможно, вызвана двумя причинами: либо власть находится в растерянности и поэтому не определяет задачи и механизмы реализации мягкой силы, либо содержание работы по применению мягкой силы засекречены и не подлежат вынесению на публику. Последнее предположение наиболее вероятно. На секретный характер использования мягкой силы указывает отсутствие в открытом доступе отчетов о работе Россотрудничества и Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, а также изменение содержания ежегодных отчетов Фонда «Русский мир». Если проанализировать выложенные на официальном сайте фонда ежегодные отчеты за 2008–2016 годы, то нельзя не заметить, что их содержание меняется в сторону размытых по смыслу информационных сообщений о частных мероприятиях.

Таким образом, публичная дипломатия России в 2014–2017 годы приобрела российские специфические черты непубличности. Возможно, это объясняется тем, что в контексте усилий Запада по активному противодействию пропагандистским кампаниям российской дипломатии под лозунгом ее «сдерживания», невыгодно показывать рост ее влияние в общественно-политических сферах зарубежных стран кроме традиционной сферы культурной дипломатии. Надо признать, что используя специфические формы и методы воздействия на общественное мнение, культурная дипломатия как инструмент мягкой силы также способна работать на укрепление международного авторитета страны, свидетельствовать о росте влияния Российской Федерации в западном мире.

Основные усилия в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества с 2010 года по-прежнему сосредоточены на поддержке и популяризации за рубежом русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

Источник

Русская мягкая сила против американских авианосцев
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
  • Опубликовано: 2 месяца ago on 11.09.2017
  • Последнее изменение: Сентябрь 11, 2017 @ 8:12 дп
  • Рубрика: Политика
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

РФ призывает США немедленно уничтожить свой арсенал химоружия

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up