Loading...
You are here:  Home  >  Военное дело  >  Вооружение  >  Current Article

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Опубликовано: 04.01.2017  /  Нет комментариев

МиГ-25

История с угнанным в Японию перехватчиком МиГ-25П известна достаточно широко. Менее известен факт изучения американцами разведчика МиГ-25РБ. «РБ» попал в США после операции по насаждению демократии в Ираке.

В июле 2003 г. на иракской авиабазе Апь-Таккадум американцы обнаружили несколько десятков засыпанных песком самолетов ВВС Ирака. Наибольшее внимание привлекли два МиГ-25РБ («РБТ», серийный номер 25105 и «РБШ», серийный номер 25105). Для высвобождения разведчиков пришлось убрать по 70 т песка. По крайней мере, один МиГ (№25105) доставили на базу Райт-Паттерсон. После изучения самолет передали в Музей ВВС США в Дейтоне.

После войны 1991 г. иракские МиГ-25РБ летать отнюдь не перестали. В «нулевые» годы «РБ» выполняли разведывательные полеты над Иорданией и Саудовской Аравией. Иорданские F-16A перехватить «РБ» оказались неспособны. В 2003 г. на перехват разведчика подняли F-15 ВВС США, но пока истребители набирали высоту, иракский разведчик вышел из воздушного пространства Саудовской Аравии. Перехват опять не задался. Самолет-ветеран представлял собой реальную угрозу безопасности США.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
МиГ-25РБ ВВС Ирака, извлеченный американцами из песка на авиабазе Аль-Таккадум. Разведчик был доставлен в США для изучения

МиГ-29

Как известно, развал СССР и всего Восточного блока обернулся настоящим пиром для служб технической разведки США, однако дальше оценочных испытаний и, вероятно, серии сравнительных боев с американскими истребителями, дело не пошло.

В начале 1990-х гг. ВВС США провели оценочные испытания одного истребителя МиГ-29, предоставленного бундеснемцами, а в 1997 г. США купили в Молдавии две спарки МиГ-29УБ, 14 боевых «9-13» и шесть «9-12». После выхода из СССР, Молдавия «унаследовала» истребители дислоцированного в Маркулештах 86-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова истребительного авиаполка. Кстати, это был единственный полк авиации ВМФ, вооруженный МиГ-29: 86-й иап передали морякам в 1989 г.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

По официальной версии США приобрели МиГи у Молдавии дабы молдаване не продали истребители Ирану. Купили, однако, не все самолеты — шесть 29-х осталось в Молдавии. Все приобретенные МиГи были доставлены на авиабазу Райт-Паттерсон самолетами d-17 с 20 октября по 2 ноября 1997 г.

Истребители находились в очень плохом техническом состоянии, простояв несколько лет на открытом воздухе без надлежащего обслуживания — самолеты даже не были поставлены на консервацию. Предположительно, большая часть экс-молдавских 29-х в США перекрасили в камуфляж, близкий к исходному (то есть советскому) и нанесли опознавательные знаки ВВС России, однако эскадрильи МиГ-29 в ВВС США в то время точно не существовало.

Судьба экс-молдавских МиГов, большей частью, не известна. В открытых источниках «гуляют» одни и те же фотографии нескольких истребителей, выставленных на всеобщее обозрение.

Один МиГ-29 находится в музее ВВС США на авиабазе Пима. С этого самолета снят фонарь, который, якобы, потребовался для 29-го, летавшего на авиабазе Грум-Лэйк. В апреле 2000 г. МиГ-29 в окраске ВВС Молдавии был сфотографирован на авиабазе Тиндэлл. Один МиГ-29УБ попал в Национальный авиационный разведывательный центр (National Air Intelligence Center) на авиабазе Райт-Паттерсон. Рассматривался вопрос о передаче МиГов «агрессорам», но приведение всего парка 29-х ВВС США в летное состояние сочли чрезмерно дорогостоящим мероприятием. Тем не менее несколько самолетов в воздух все-таки подняли. Скорее всего, их использовали в различных экспериментальных программах по отработке новых систем оружия. В частности, МиГ-29 в полете был замечен в районе Грум-Лэйк.

С уверенностью можно утверждать, что американцы летали и летают на МиГах и Су, но вот есть ли в составе ВВС США формирование, аналогичное 4477-й эскадрильи, большой вопрос… Впрочем, программе Constant Peg тоже предшествовали оценочные испытания МиГов.

Кстати, подразделение Detachment 353rd Test and Evaluation Group существует до сих пор. Неофициально оно именуется «Red Eagles», а на вооружении состоят МиГ-29 и Су-27.

Су в США

В 1961 г. (или в 1963 г.) летчик ИА ПВО перегнал в Абадан, Иран, перехватчик Су-9. Информация об этом происшествии минимальна. Самолет в разобранном виде уже через сутки доставили в США, туда же отправили и летчика.

Никакой информации об использовании в 4477-й эскадрилье Су-22 найти не удалось. Тем не менее, несколько Су-22 испытания в США проходили. Два Су-22 (20+25, 30914 и 25+33 31203) США получили в 1991 г. из Германии.

Су-27 появились в США уже после расформирования 4477-й эскадрильи. Несколько раз (совершенно точно в 2001, 2003, 2004, 2007 и 2009 гг.) Су-27 с очень большого расстояния сфотографировали в районе базы Грум-Лейк споттеры. В 2003 г. заодно с Су-27 авиафотолюбители засняли МиГ-29. На YouTube выложено видео, сделанное в районе Грум-Лейк в 2003 г. — Су-27 в полете.

Тема «Су-27 в США» довольно жарко обсуждается на американских специализированных форумах. Участники сходятся в том, что Су-27 были и есть, их количество в ВВС США не превышает четырех. Стоит отметить участие в дискуссиях не только сильно продвинутых любителей авиации, но и ветеранов 4477-й эскадрильи — то есть, информации в определенной степени можно доверять.

Говорят, что первый Су-27 попал в США еще в 1990-е гг. Якобы один самолет на не очень долгий срок, для испытаний, предоставила Украина. Су-27 доставил в США и обратно украинский Ан-124 «Руслан». Кроме того, участники обсуждений на британских и американских авиационных форумах упоминают ознакомительные полеты и полеты на воздушный бой, которые летчики ВВС США в 1990-е гг. выполняли в Украине. Насколько данная информация достоверна — вопрос.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Два Су-27 (одноместный и спарку) купила в Украине компания «Prude Aurcraft». Самолеты прошли ремонт, в ходе которого с них демонтировали оборудование военного назначения, а надписи в кабинах выполнили на английском языке. «Сушки» заново покрасили в новый «рубленый» камуфляж ВВС Украины. Оба истребителя прошли сертификацию Федеральной авиационной администрации США (FAA); сертификаты были получены в декабре 2009 г.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Экс-украинский Су-27УБ частной компании «Pride Aircraft»

МиГи в музеях, на хранении и в коллекциях

Летом 1988 г. все принадлежавшие 4477-й эскадрильи МиГи (14 МиГ-21 и 9 МиГ-23) законсервировали и поставили на хранение в ангары авиабазы Тонопа.

Не менее пяти экс-индонезийских МиГ-21Ф-13 попали в музеи или были установлены перед въездами на авиабазы.

Полученный от ВВС Индонезии МиГ-21Ф-13 (серийный номер завода-изготовителя 2114) установлен на авиабазе Киртленд перед штабом 150-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии штата Нью-Мексика. Ранее камуфлированный пятнами оттенков коричневого цвета, он полностью перекрашен серебрянкой, нанесен бортовой номер «150» красного цвета.

На авиабазе Бэрксдейле также выставлен МиГ-21Ф-13. Самолет перекрашен серебрянкой, нанесены опознавательные знаки и бортовые номера («5060» красного цвета) ВВС ДРВ.

В 1990 г. в «старый» музей САК ВВС США на авиабазе Оффатт был передан МиГ-21Ф-13. Некоторое время истребитель экспонировался в окраске 4477-й эскадрильи — с красными звездами и нанесенным на раме фонаря кабины фамилией летчика («Phelan»). После перевода музея САК на авиабазу Бэрксдейл, самолет перекрасили под истребитель ВВС ДРВ с бортовым номером «4422» красного цвета.

МиГ-21Ф-13, ранее стоявший в VIP-ангаре авиабазы Тонопа, был передан в музей на авиабазе Эглин. Истребитель изначально состоял на вооружении ВВС Индонезии. В ВВС США самолет получил бортовой номер «85», но когда машину примерно в 1986 г. поставили в VIP-ангар, бортовой номер изменили с «85» на «14». На авиабазе Эглин самолет вновь демонстрируется с б/н 85.

На базе хранения в Дэвис-Монтан в Аризоне имеется несколько МиГ-17 и МиГ-21. Не исключено, что один, как минимум, МиГ-21 ранее летал в 4477-й эскадрилье, но, возможно, его закупили в Польше: на хранении находится МиГ-21 ПФ, а «ПФ» на вооружении «Красных орлов» не состояли. МиГ-17-е, скорее всего, в конце 80-х годов были закуплены в Польше Агентством по обеспечению испытаний военной техники (Defence Test & Evaluation Support Agency, DTESA) и, возможно, использовались в 1988 г. как мишени на полигоне Уайт-Сендс в ходе масштабных трехнедельных исследовательских учений «Capability Improvement Programm». По завершению работы на полигоне, истребители некоторое время находились на хранении на авиабазе Киртлэнд. В 2001 г. их передали в Дэвис-Монтан, а один МиГ-17 — в музей авиации и космонавтики в Пиме, расположенном рядом с базой Дэвис-Монтан.

В октябре 1993 г. с авиабазы Эллсуорт в Аэрокосмический музей штата Калифорния в Сакраменто доставили МиГ-17ПФ. «Происхождение» самолета не раскрыто. В музее перехватчик демонстрируется в окраске ВВС ДРВ с бортовым номером «4721» красного цвета. Удалось найти отрывочные сведения о сравнительных испытаниях МиГ-17ПФ и F-4 по программе «Ривет Хэст» (RIVET HASTE) в 1972 г.

В музее ВВС США демонстрируется МиГ-23МЛД с бортовым номером «44». История появления этого самолета в США довольно необычна. Истребитель совершенно отрыто был в 1992 г. продан финской компании с оговоркой использовать самолет только в качестве нелетающего экспоната. Финны перепродали МиГ жителю солнечной Флориды, имевшего свои виды на артефакт Холодной войны. Гражданин США планировал демонстрировать МиГ в полете на различных авиашоу в США. Бизнес есть бизнес, однако бизнесмен в придачу к «легальному» МиГу ввез в Штаты нелегально купленную пушку ГШ-23. Самолет с пушкой конфисковали люди из Бюро по борьбе с незаконным оборотом табака, алкоголя и оружия. В музей самолет передала разведка ВВС США.

Из Германии США в 1991 г. получили нее менее пяти МиГ-23МЛ, ранее состоявших на вооружении эскадры JG-9 ВВС ГДР:
— экс «26+20» установлен на авиабазе Гудфеллоу, нанесен б/н «136» красного цвета
— экс «20+23» находится на авиабазе Фэллон, нанесен б/н «353» красного цвета
— экс «20+24» находится на авиабазе Нэллис, самолет перекрашен в пустынный камуфляж, нанесены опознавательные знаки ВВС Ирака.

Два МиГ-29, один в окраске ВВС СССР, второй — ВВС Молдавии, находятся на авиабазе Нэллис. «Советский» МиГ-29 выставлен в ангаре, «молдавский» — на открытом воздухе.

МиГ-29 (заводской номер 2960516761) находился на реставрации в ангаре Национального музея ВВС США в Дэйтоне. В 2007 г. истребитель выставили в «галерее Холодной войны» этого музея. Есть информация, будто бы самолет ранее состоял на вооружении дислоцированного в Кубинке 234-го гвардейского истребительного авиаполка. Этот истребитель в числе группы МиГ-29 из Кубинки в июле 1986 г. побывал с визитом на финской авиабазе Куопило-Риссала. Тот визит в Финляндию стал первым показом МиГ-29 на Западе.

В Дэйтоне также имеется один экс-молдавский 29-й. По одному МиГ-29 выставлено в авиационном музее Пима в Таксоне (шт. Аризона), авиакосмическом музее Евергрин в МакМиннвилле (шт. Орегон), на авиабазах Фэллон и МакДилл (без фонаря). Один МиГ-29УБ находится на авиабазе Райт-Паттерсон. Все эти МиГ-29 к пролетам не пригодны.

Полученный из Восточной Европы в 2009 г. МиГ-29УБ (гражданская регистрация N29UB) является собственностью частной организации Historic Flight Foundation из Сиэтла (шт. Вашингтон). Самолет сертифицирован FAA и пригоден к полетам. Частный коллекционер Дон Кирлин располагает двумя купленными в Киргизии МиГ-29. Самолеты базируются в региональном аэропорту Куинси (шт. Иллинойс), в 2010 г. они сертифицированы FAA, находятся в пригодном к полетам состоянии. В США есть еще два МиГ-29УБ, купленных в Европе и прошедших сертификацию FAA.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
МиГ-17 на хранении, авиабаза Дэвис-Монтан

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Самолеты советской конструкции на авиабазе Неллис

На авиабазе Нэллис на протяжении десятилетий демонстрировались натурные образцы боевой техники вероятных противников США. В конце 1990-х гг. на базе имелись ранее состоявший на вооружении JG-9 ННА ГДР МИГ-23МЛ, МиГ-21Ф-13 (возможно ранее летавший в 4477-й эскадрилье), МиГ-17 (вероятно «Хэв Ферри»), Су-7 с опознавательными знаками ВВС ПНР, МиГ-19 с опознавательными знаками ВВС Индонезии, МиГ-23БН с опознавательными знаками ВВС Египта.

Обозначения самолетов советской конструкции в ВВС США

Присвоение собственных обозначений самолетам советской конструкции не являлось прихотью или блажью. Вся информация касательно МиГов относилась к категории документов высочайшей секретности. Между тем, летчикам надо было вести несекретную летную книжку, в которой указывался тип, на котором выполнялся полет. Не писать же MiG-21! В открытой печати несложно найти информацию об освоенных тем или иным, особенно известным, американским летчиком типов самолетов. Сведения о них берутся из летной книжки (Forma 5 USAF). Порой попадаются весьма интересные самолеты. Так, командир 412-го испытательного авиакрыла полковник Джозеф А. Ланни в числе прочего освоил самолет YF-24. Обозначение YF-24 смущает умы многих любителей авиации на планете Земля.

Первым американское обозначение получил МиГ-21Ф-13, задействованный в программе «Хэв Дугнат». Выбрать обозначение оказалось не так просто. Оно должно было быть близким к обозначениям реальных американских истребителей, но в то же время не совпадать с обозначением реально существующего аппарата, учитывать специализацию летчика. Странным мог показаться факт регулярных полетов летчика-истребителя на самолете, скажем, В-ХХ, ибо В — это Bomber, бомбардировщик.

Итак, с буквой определились сразу: «F», Fighter, но с добавлением префикса «Y», что обозначает «опытный». Сложно сегодня судить, какие мысли бродили в головах людей, выбиравших и утверждавших обозначения для МиГ-21, но МиГ стал «Фантомом»! Самые первые «Фантомы», как известно, обозначались F-110A, но потом систему обозначения авиационной техники изменили, и «Фантом» стал F-4. Самолетов F-110B, F-110С не могло появиться в принципе. Но именно МиГ-21Ф-13 как раз и получил обозначение YF-110B. Число «111» в ряду fighter’oB было занято, зато продолжить ряд самолетов «сотой» серии ничего не мешало: F-112, 113, 114 и т.д. Система обозначений иностранной авиационной техники в ВВС США утвердилась на десятилетия и не менялась. Все секретные «импортные» самолеты обозначались YF-1XX. Исключением стал F-117, впрочем, вероятно, исключением намеренным. Сверхсекретный «Стелс» оказался в одном ряду (почти буквально — на одной авиабазе) со сверхсекретными истребителями советской конструкции.

Простая, на первый взгляд, система не лишена таинственности. Много лет ведутся споры по поводу самолета YF-113G. Долгое время полагали, что под этим обозначением скрывался «стелс» фирмы Боинг, но в конечном итоге большинство любителей нумерологии пришло к выводу, ЧТО YF-113G является одной из модификаций МиГ-23. Впрочем, ВВС США по данному поводу хранят молчание. Помимо ложного обозначения МиГи получали ложные серийные номера ВВС США, например, «75-004» или «75-010».

Некоторые западные эксперты полагают, что данная система обозначений прирастает новыми типами и ныне. Ничего не известно об обозначениях, которые получали в ВВС США самолеты марки Су. Обозначения YF-116 и YF-118 якобы получили МиГ-25 и МиГ-29 соответственно.

Советские истребители в ВВС США (часть 5)
МиГ-29 «9-12» на авиабазе Райт-Паттерсон

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Су-7 в окраске ВВС Ирака на авиабазе Нэллис

Советские истребители в ВВС США (часть 5)

Этот Миг-29 «Fulcrum-C» на авиабазе Нэллис, куплен у Республики Молдова
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Миг-23 на авиабазе Нэллис

Обозначения самолетов советской конструкции ВВС США

YF-110B — МиГ-21Ф-13.
YF-110С — J-7B (МиГ-21Ф-13 китайской постройки).
YF-110D — МиГ-21Ф.
YF-110E, L и М — обозначения использовалось в 1987—1995 гг. Каким самолетам они принадлежали, не установлено.
YF-112 — Какому самолету принадлежало это обозначение, не установлено, с большей долей вероятности — Су-22, с меньшей — МиГ-19.
YF-113А — МиГ-17Ф «Хэв Дрилл».
YF-113B — МиГ-23БН.
YF-113C — J-5 (МиГ-17Ф китайского производства).
YF-113E — МиГ-23МС
YF-113G — самое «загадочное» обозначение, скорее всего модификация МиГ-23, но не исключен секретный прототип истребителя для ВВС США, летавшего в 1993— 1996 гг.
YF-113H — Обозначение использовалось в 1987—1995 гг. Какому самолету оно принадлежало, не установлено.
YF-114C — МиГ-17Ф «Хэв Ферри» и все МиГ-17Ф 4477-й эскадрильи.
YF-114D — МиГ-17ПФ.
YF-115 — предположительно Су-7.
YF-116А — Обозначение использовалось в 1987—1995 гг. Какому самолету оно принадлежало, не установлено.
YF-118 — предположительно МиГ-29.

                                                                                                                             Михаил НИКОЛЬСКИЙ
Советские истребители в ВВС США (часть 5)
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.
Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Боевые лазеры «Пересвет» заступили на опытно-боевое дежурство

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up