Loading...
You are here:  Home  >  Военное дело  >  Current Article

«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»

Опубликовано: 30.09.2017  /  Нет комментариев

80 лет назад в Финском заливе испытали первый в мире скоростной торпедный катер на воздушной подушке.

Первого октября 1937 года при испытаниях торпедного катера на воздушной подушке Л-5 в Копорской губе Финского залива была достигнута рекордная по тем временам скорость для надводного корабля – 73 узла (135 км/час).

Идею создания такого судна конструктор Владимир Израильевич Левков заимствовал у Константина Эдуардовича Циолковского. В 1927 году великий мечтатель выпустил книгу «Сопротивление воздуха и скоростной поезд». Труд Циолковского очень внимательно прочитали в Новочеркасске, где сложилась группа энтузиастов. После семилетних опытов в Политехническом институте города появилась модель, а потом и боевой торпедный катер Л-5 (ТКЛ-1).

Испытания прошли успешно. Катер Л-5 водоизмещением около 8,5 тонны развивал высокие скорости и явил отличные мореходные качества. Его испытания и более мощных Л-11 и Л-13 в 1939 году у не посвященных в тайну их создания моряков вызывали недоумение, о чем свидетельствовали записи в вахтенных журналах постов НИС: «Торпедный катер вышел на берег и скрылся в лесу…»

В 1938–1940 годах сумели построить четыре катера Л-13 до 11,5 тонны, которые под номерами ТКЛ-1–4 были зачислены в состав КБФ, но участия в боевых действиях не принимали. Все дальнейшие работы прервала война.

После нее испытания чудом уцелевшего катера Л-5 возобновились. Но для него тогда не удалось найти двигателя нужной мощности, и в 1952-м работы свернули. А через два года скончался конструктор и дело заглохло.

И только в 80-х годах прошлого века к левковской идее пришел генеральный конструктор и руководитель центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Валерьян Иванович Корольков. Ему пришлось преодолеть много трудностей, пока его поддержали. В конце 1989-го флот принял первый корабль проекта 1239 – «Бора» из серии «Сивучей». Планировали построить в городе Зеленодольске для ВМФ 16 единиц, но наступили смутные времена и сумели построить только два – «Бора» и «Самум».

Как определял суть и предназначение этих кораблей, «убийц авианосцев», сам Корольков: «Их задача – не ввязываться в боевые действия, а нести боевое дежурство на рубеже атаки вне досягаемости огневых и радиолокационных средств противника. Потом внезапно подлететь на скорости «Самума» или «Бора» к ударной группировке на расстояние пуска ракет, навести их в сторону чужих кораблей, нанести результативный, нокаутирующий удар – то есть дать залп «Москитами» из всех восьми контейнеров и тут же уйти…»

Сегодня есть более дальнобойные ракетные комплексы, например «Калибр», но почему-то боевых кораблей на воздушной подушке нет. А ведь направление кораблестроения весьма перспективно.

Вадим Кулинченко

 

«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»
Средняя оценка: 5. Голосов: 4

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

На учениях в Кронштадте задействовали новейшую десантно-штурмовую лодку проекта 02800

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up