Loading...
You are here:  Home  >  Россия Tрудовая  >  Профсоюзы  >  Current Article

В нашем деле главное — зажигание

Опубликовано: 30.11.2017  /  Нет комментариев

В РИТМЕ СТОЛИЦЫ

Всю, кажется, свою почти тысячелетнюю историю Москва только и делала, что расширялась, росла и крепла. Ее захватят, а она отряхнулась и дальше пошла, сожгут — отстроится заново еще лучше прежнего. И если в 1941-м немцы стояли «под» Москвой, то теперь в этих местах расположены новые столичные районы. Северное Тушино, например: строятся дома, гуляют в парках мамы с колясками, шмыгают туда-сюда бодрые автобусы.

Кстати об автобусах. Очевидно, что чем больше становится город, тем больше у него потребности в общественном транспорте. Которым надо еще и как-то управлять (особенно учитывая то, что столица, становясь больше, парадоксальным образом становится и несколько теснее). Для общей координации всех московских автобусов, троллейбусов и трамваев еще в 1958 году было создано Управление пассажирского транспорта. Ныне оно известно москвичам как ГУП «Мосгортранс» (очередная реорганизация произошла в 1992 году). Однако понятно, что и пассажиров, и транспорта в Белокаменной было хоть пруд пруди и до 50-х. И здесь мы подходим к разговору об одном из старейших (из ныне работающих) московских предприятий.

1-й автобусный парк, как сообщается на сайте «Мосгортранса», был построен еще в 1931 году. Он был рассчитан на 200 автобусов, и уже в те времена там имелись теплая стоянка и отдельный корпус для техобслуживания и ремонта. Автобусы парка выходили на 25 городских и пригородных маршрутов. (А в годы Великой Отечественной добавился еще один — доставка грузов в блокадный Ленинград, для чего от парка было откомандировано 50 машин.) К 1968 году он, подобно самой Москве, «расширился» до 600 автобусов. Наверное, если бы в городе не проводилась перепись, о количестве его жителей можно было бы судить по количеству единиц общественного транспорта.

А в июле 2015 года расширение приобрело прямо-таки «захватнический» характер. Но это шутка: просто произошло слияние 1-го и 18-го автобусных парков в один филиал «Мосгортранса». Две площадки, расположенные в разных местах, получили название 1-го парка. Теперь он обслуживает 95 автобусных маршрутов в пяти округах Москвы (включая так называемую «Новую») и располагает более чем 800 автобусами. Из 2247 сотрудников парка почти полторы тысячи — это линейные водители. Другие основные специальности в парке — это ремонтники различных профилей и медики. Плюс не забываем про административный персонал, мойщиков автобусов, уборщиков и охранников.

Представлена, конечно, в 1-м автобусном парке и еще одна важная специальность — профсоюзный активист. Но здесь нужно сделать важное уточнение: профсоюз — организация независимая и административно к предприятию не относится. Тем не менее о важности ее для парка можно судить хотя бы по тому, что из 2247 работников в профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства состоят… 2240 человек. Об этом нам рассказал председатель профкома 1-го автобусного парка МУП г. Москвы «Мосгортранс» Илья Морозов. К нему и его коллегам мы приехали в гости, чтобы узнать секрет такого профсоюзного успеха.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Шуриков, председатель Московского городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

— Первый автобусный парк — он и есть первый. Парк с хорошими традициями, как профессиональными, так и профсоюзными. Там всегда были хорошие, сильные руководители профсоюзных комитетов. Некоторые становились впоследствии руководителями предприятий (объединенных сейчас в одно). Еще парк богат рабочими династиями. Там много делается в социальном плане для народа.

Илья Морозов пришел на свое место с новыми идеями, активно работает в социальных интернет-сетях. Первичка проводит рыбалки, кроссы, различные соревнования… Мы еще, кстати, думаем о том, что хорошо было бы присоединить к первичке Первого автобусного парка еще и профсоюзную организацию «Социального такси», чтобы профкоманда парка взяла ее на буксир.

Тем не менее нельзя сказать, что первичка Первого автобусного парка сильно выделяется среди остальных профорганизаций из других филиалов «Мосгортранса». Скорее, она одна из лучших, но не могу сказать, что она выше на голову, это было бы несправедливо.

Вообще, у горкома профсоюза с ГУП «Мосгортранс» отношения самые хорошие, самые дружеские, самые теплые. Каждый год мы утверждаем план совместных действий, разрабатываем социальный пакет для работников на каждые три года. Сейчас готовим соглашение между правительством Москвы, «Мосгортрансом» и нами. Спорные вопросы, конечно, возникают. Например, соцпартнеры вышли с новой инициативой по режиму труда и отдыха, мы с ней не согласны. В прошлом году мы смогли найти компромисс, при котором было хорошо и водителю, и работодателю. Сейчас тоже ведем переговоры, ищем взаимоприемлемое решение

ДЕТИ, СПОРТ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Профсоюз в парке действительно знают все, это чувствуется уже на КПП. Охранники сразу узнают фамилию Морозова, но без звонка от него пропустить отказываются: дисциплина. Илья Николаевич звонит им не с территории парка: неожиданно возникшие дела по профсоюзной линии заставили его опоздать на встречу.

А пока, в предвкушении подробного рассказа об этих делах, мы встречаемся с председателем молодежного комитета при профкоме Натальей Куренковой. Она же — начальник контрольно-учетной группы (КУГ) предприятия. В ее обязанности как начальника «тавтологическим» образом входит контроль и учет деятельности троих подчиненных, а вообще КУГ занимается обработкой путевых листов водителей, учетом горюче-смазочных материалов и прочего.

Но это все, так сказать, по совместительству: потому что Наталья — еще и мама двоих мальчиков (хотя один уже, считай, юноша — на «мальчика» может и обидеться). А надо сказать, что в конце прошлого года 1-й автобусный парк был признан лучшим в Юго-Западном административном округе Москвы предприятием для работающих мам. (Социально ориентированные конкурсы среди столичных предприятий регулярно проводятся Московской федерацией профсоюзов, правительством города и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей.)

Когда мы зашли в кабинет к Куренковой, там сидел человек лет тридцати. Наталья коротко с ним переговорила, слышались обрывки фраз: «Не смогу, наверное…» — «Да, там надо…» — «Операция в…» Когда посетитель вышел, предкомитета по нашей просьбе объяснила:

— Это спортивный человек, он у нас принимает участие во всех мероприятиях, которые мы устраиваем и под эгидой «Мосгортранса», и сами. У нас скоро будет игра — «Битва героев». Если вы в курсе, уже третий год подряд в Алабино проходит «Гонка героев», там люди проходят полосу препятствий: из воды в грязь, из грязи под танк… Все это организовывает дочь [министра обороны] Сергея Шойгу. Мы собираем команду, у нас много людей, которые в свободное от работы время готовы к спортивным играм, — рассказывает Наталья Куренкова. — А в этом году придумали еще и «Битву героев»: их там на два дня вывозят в поле — с оружием, с захватом заложников…

«Боже мой», — думаю. Но выясняется, что водители учатся на таких «зарницах» не захватывать, а освобождать заложников. Как минимум — тому, как правильно вести себя в такой критической ситуации. Так что, заходя в московский автобус (особенно 1-го парка), знайте: за рулем сидит человек, который знает, как обеспечить вашу безопасность. И не только в контексте непредвиденных дорожных ситуаций.

— …И вот человек после операции. Он говорит, что может пробежать дистанцию, но на два дня поехать он не сможет, нужно будет вернуться, — завершает рассказ о посетителе предкомитета.

Между тем работники парка, как уже было упомянуто, участвуют не только в «сторонних» мероприятиях, но и в тех, что организованы непосредственно профкомом. Точнее — его молодежным комитетом. К примеру, коллектив с огромным энтузиазмом выезжает на спортивную рыбалку. Первую наживку забрасывают в шесть утра, финальный свисток звучит в полдень: кто больше всех поймал по весу, тот и рыбак. Остальным еще, так сказать, учиться.

Некоторые занятия спортом не требуют такой серьезной организации, как совместный выезд на реку. Скажем, молодежь (и не только) может собраться тут же, на территории предприятия, в перерыв и провести мини-турнир по дартсу. Или вот, рассказывают нам: скоро здешние коридоры ждет заезд на офисных креслах. Дешево и сердито, коротко и весело.

Как говорят в менеджерской среде, тимбилдинг как он есть. Только заметьте, устраивает его не отдел по работе с персоналом, а профсоюзная структура. И, напомним, почти все работники состоят в профсоюзе. Так что и тимбилдинг — именно что профсоюзный (хотя сплочение происходит — и это хорошо — и на уровне людей как персонала). Удивительно, правда, что у кого-то находятся силы на то, чтобы после работы заниматься совместными спортивными развлечениями. Включая посещение спортзала. Разве что, как кажется на первый взгляд, в библиотеку за книжкой приятно заскочить после смены…

— График выбирают себе сами, — объясняет Куренкова. — Кому-то удобней работать пять дней в неделю: с утра и до обеда, например. Кому-то — наоборот, во второй половине дня. Потому, что, допустим, водителю надо с утра отвести детей в садик, а вечером их уже жена забирает. Кому-то удобней работать по графику «два через два». И если два дня выходных совпадают с такими мероприятиями — едут с удовольствием.

Дети, к слову, есть не у всех молодых работников парка. Как, собственно, и жены. Что только развязывает им руки для участия в совместных с коллегами походах и играх. Вообще же, говорит Куренкова, молодежи в последнее время на предприятии прибавилось. Причина этого — в текущем экономическом кризисе: «Им больше негде работать, а они считают, что рулить — легко. Потом оказывается, что это не так».

Но хотя рулить пассажирским автобусом довольно тяжело, в последнее время, говорит председатель молодежного комитета, на маршрутах прибавилось водителей-женщин. Сейчас их около тридцати. А ведь не только москвичи, но и жители всей России вряд ли так уж часто видели, чтобы за рулем автобуса сидела женщина. Троллейбус или трамвай — это да, метро — никогда (там это правило соблюдается жестко и официально), автобус — чрезвычайно редко. Даже если считать, что в том же 1-м автобусном парке водительское сообщество пополнилось женщинами «в последнее время», среди полутора тысяч человек 30 не слишком заметны. И все же, если в профкоме о такой прибавке говорят как о возможной тенденции в профессии, к этому стоит прислушаться.

— Есть даже семейные пары в одной автоколонне, — «добивает» Куренкова. — Два дня жена работает, два дня — муж. Кто не на смене, тот смотрит за ребенком.

А присмотреть за ребенком можно не только тогда, когда твоя вторая половинка на работе, но и когда вы оба на отдыхе. На море, по профсоюзной путевке. Или друг за другом — когда любимый, но непоседливый ребенок в детском лагере на природе. Для всего этого придется заплатить всего 10% стоимости путевки. Все остальное платит «Мосгортранс». Итоговая сумма зависит от конкретного места назначения (в этом году в среднем — тысяч пять рублей), но, как правило, позволяет (в случае с лагерем) отправлять ребенка на все лето отдыхать и общаться, искать новых друзей.

ВОДИТЕЛИ ПОД ЗАЩИТОЙ

А пока мы беседовали с Натальей о детях, спорте, женщинах-водителях и семейном подряде, в профком вернулся его председатель Илья Морозов. Подвижный, хоть и грузноватый, человек с открытым лицом. На вид около сорока. Речь живая, пересыпанная присказками, на манер речи тех редких водителей, которых мимолетом можно было услышать в парке. (В это время, по Вини-Пуху, завтрак уже закончился, а обед еще и не думал начинаться, и автобусный парк был до обидного пуст.) Имеется в виду интонация, а не обсценная лексика, если кто только так привык думать о водителях.

А думают о водителях, оказывается, многие. Например, как о подходящих жертвах для выделения собственной обывательской желчи или даже… для решения семейных проблем. Предпрофкома рассказывает, что же именно заставило его задержаться:

— Есть много жалоб, которые идут через госпорталы: «Активный гражданин», «Мосуслуги» и так далее. На водителей очень много жалоб, что они якобы проезжают остановки, хамят пассажирам. Но пассажиры, которые жалуются, забывают, что у нас все автобусы оборудованы видеокамерами, а некоторые камеры еще и с функцией записи, — говорит Морозов. — И приходится встречаться с этими жалобщиками, показывать им видеоотчеты о том, что такого-то факта не было, и водители, соответственно, в нем не виноваты. И настаивать, чтобы пассажиры отписывались от этих жалоб на тот же портал. Вот сегодня был случай, как есть говорю. Жалоба пришла через портал «Активный гражданин». Мужику позвонила жена: стояла, говорит, поздно на остановке, и мимо нее проехал автобус. Из-за этого она домой приехала поздно (это она мужу так сказала, а он на портале написал). Ну откуда я знаю, где была его жена и почему она приехала поздно! Понимаете, это же абсурд. Проезд остановки — это неоказание услуги. Мы сняли видеозапись, что автобус действительно подъезжал к этой остановке, и этой женщины там не было. Я говорю: «Вы сначала дома разберитесь со свой женой, а потом жалобу строчите». А так — водителя могли лишить премии. И вот такими вопросами приходится активно заниматься. Не только для того, чтобы доказывать что-то пассажирам, но еще чтобы водители верили в профсоюз, что у них есть защита.

ПРОФБИЛЕТ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ

В профсоюзе, как было сказано выше, из всего коллектива не состоят только семеро. Естественно, что в профкоме их знают, как говорится, в лицо. Спрашиваю, что же мешает их сагитировать. И выясняется, что членство в профсоюзе 1-го автобусного парка «нужно еще заслужить». А тех из действительных членов профсоюза, кто этого, оказывается, недостоин, ждет исключение. Такой подход можно взять на заметку некоторым борцам за «оголтелое» профсоюзное членство. Хотя бы потому, что запретный плод сладок. И пусть вступить в профсоюз никто не запрещает, «быть достойным» — все-таки неплохая мотивация.

— Был у нас один товарищ, мы его на профкоме из членов профсоюза вывели. Потому что он постоянно нарушал должностные инструкции. Мы его защищали-защищали… Он начинал прогуливать, потом его уволили — помогли ему восстановиться. Он говорит: «Я член профсоюза — вы все для меня должны делать». Я говорю: «Нет, ребята, мы для таких ничего не делаем. Мы делаем для тех, кого действительно ущемляют», — рассказывает предпрофкома.

А нарушения трудовой дисциплины, увы, бывают. Скажем, банальный выход на работу «после вчерашнего». За руль таких «работников», конечно, не пускают — за этим строго следят медики, производящие предрейсовый осмотр. Но для предприятия в целом это все равно неприятно. А раз неприятно — надо избавляться, тут все строго: выговор — увольнение. Читателю нужно только иметь в виду, что если такие случаи бывают, то это не значит, что они бывают часто.

Дело в том, что за работу в 1-м автобусном парке действительно стоит держаться хотя бы из-за зарплаты. В среднем — что-то около 65 тысяч рублей в месяц. Ну, уборщику, например, такая сумма светить вряд ли может (именно по этой причине профком договорился со столовой, чтобы их хотя бы кормили бесплатно). Но водителю — вполне.

Есть, правда, такой нюанс: переменная часть зарплаты может составлять около половины всей суммы. А переменных вводных довольно много — от различных вариантов графиков и степени нагрузки до количества проданных водителем проездных билетов. Уследить за правильным расчетом выплат с учетом всех этих факторов — одна из задач профорганизации. Хотя, по словам Ильи Морозова, специально организованных «диверсий» работодатель себе не позволяет, а просто случаются ошибки, которые тут же исправляются, если на них указать. То есть, как говорится, не корысти ради и не со зла.

На зарплаты водителей может повлиять и горком профсоюза — это касается, естественно, всех водителей «Мосгортранса». Так, сейчас на сайте горкома можно увидеть следующую информацию:

Объявление

Горкомом профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства согласованы приказы Государственного унитарного предприятия «Мосгортранс» о введении в действие с 1 июля 2016 года для водителей автобусов, троллейбусов, трамваев регулярных городских пассажирских маршрутов увеличения:

— оплаты подготовительно-заключительного времени;

— доплаты за работу с разделением смены на части — с 20% до 30%;

— суммы выплаты за каждый реализованный билет водителем — с 3 рублей до 5 рублей;

— дополнительного премирования за 3, 6, 9 и 11 месяцев календарного года.

Генеральным директором Государственного унитарного предприятия города Москвы «Мосгортранс» Е.Ф. Михайловым 16 и 24 мая текущего года вышеуказанные приказы подписаны.

— Одна из заслуг горкома профсоюза в том, что мы увеличили время, входящее в оплату труда, на пять минут, — поясняет Морозов один из пунктов вышеприведенного объявления. — Дело в том, что понятие рабочего времени распространяется и на предрейсовый/послерейсовый медицинский осмотр. Пять минут утром и пять минут вечером — это время оплачивалось. Но недавно у нас ввели новую компьютерную систему, позволяющую еще и автоматически анализировать состояние здоровья водителей в зависимости от личных особенностей их здоровья. (Допустим, у разных людей давление может считаться нормальным при разных числовых показателях.) Но в связи с вводом этой системы время осмотра увеличилось. И вот с 1 июля у нас за 5 минут людям будут доплачивать. Хотя вроде мелочь, но в совокупности — это тоже большая победа. В среднем у них будет доплата в месяц порядка 600 рублей.

При зарплатах за 60 тысяч рублей в месяц и выше неудивительно, что на московских автотранспортных предприятиях трудится много приезжих. Что касается россиян, то это в основном (по словам предпрофкома) люди из Дагестана и Волгоградской области. Из иностранцев — молдаване и украинцы. Есть и граждане из Средней Азии. Все иностранцы — строго по патентам, как положено. Все — проверяются отделом кадров через Федеральную миграционную службу.

«МЫ ТУТ ВЕЩИ ДЕЛАЕМ»

В самом профкоме тоже все строго — по отношению к самим себе и своей работе. Как говорит Илья Морозов, тут не привыкли сидеть в кабинетах, и членов профкома постоянно нужно искать где-то на участках. В этом, похоже, заключается стиль работы первички: быть на месте, каким бы конкретно это место ни было в каждый нужный момент. Когда мы проходим с председателем первички по автобусному парку, его действительно все узнают. И как-то по-семейному, что ли, с шоферской деланой грубоватостью подкалывают. Впрочем, взаимно удачно (хоть приводить дословно примеры вряд ли стоит).

С другой стороны, это с Морозовым здешние работники чувствуют себя так раскрепощенно — как друг с другом. Корреспондентов «Профсоюзного журнала» те немногие, кто встретился по пути, кажется, постеснялись. Что легко объяснить. Илья Николаевич в разговоре упомянул, что коллектив автобусного парка — это что-то вроде большой семьи. На многих предприятиях так говорят, будем честны. Но в данном случае тезису нашлось лишнее подтверждение. Потому что при посторонних в семьях всегда ведут себя несколько иначе, чем друг с другом. К тому же у всех работа, от которой нельзя оторваться. У доктора — осмотр, у диспетчеров —  не отойти от монитора, у ремонтников — от автобусов, у шиномонтажников — от покрышек.

Счастливый случай свел нас с медных дел мастером Валерием Горбачевым. Ему все равно нужно было идти из шиномонтажного цеха в ремонтный, так что была пара минут переговорить.

— Мы тут такие вещи делаем, которые производственные цеха сделать не могут, — говорит «кустарь-одиночка». — Вот датчик, очень плохо сделано было, — он показывает в руке железную штуковину, похожую на половинку тонкой гантели. — Очень было плохо вварено в бак. И из-за тоненькой прокладки датчики практически все текут (датчики измеряют уровень топлива. — П.О.). Кольцо при сварке сильно ведет, там оно упирается в неровности, начинает течь… Вот, и на этот случай мы приготовили тоненькую, но надежную формочку…

— Да не слушайте вы его, — в какой-то момент перебивает умельца Илья Морозов. — Плохой он человек: он у нас на чемпионатах по рыбалке первое место всегда занимает, больше всех рыбы ловит!

Горбачев, привыкший к таким добрым подначиваниям в коллективе, улыбается вместе с нами. Только мы — с уважением, а он — скромно.

— Мы вот так стараемся работать. Мне кажется, что это интереснее для людей. Людей надо завести, чтобы они в это верили, этим жили, — провожает нас после экскурсии предпрофкома.

И то верно: не заведешь людей — глядишь, и автобусы не заведутся.

Источник

В нашем деле главное — зажигание
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Госдума изменила правила индексации страховых пенсий

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up