Loading...
You are here:  Home  >  Общество  >  Мнение  >  Current Article

«Законодательство не способствует продвижению российского образования на международный рынок» Личный взгляд проректора РЭУ им.Плеханова Дмитрий Штыхно

Опубликовано: 26.07.2017  /  Нет комментариев

1200019516_1802-1052x592

Россия уже сейчас предоставляет образовательные услуги такого уровня, что их можно экспортировать. С ежегодной выручкой от предоставления образовательных услуг иностранцам в 70 млрд руб. (около $1,2 млрд) Россия входит в десятку крупнейших экспортеров образовательных услуг. В США, которые являются мировым лидером по оказанию образовательных услуг иностранным гражданам (35,8 млрд долл. в год), образование является пятой по значимости статьей экспорта. При этом выручка от реализации образовательных услуг высшего образования в 15 раз превышает затраты правительства США на высшую школу. Далее по объему выручки следуют Австралия ($14,1 млрд), Канада ($4,6 млрд), Япония ($2,4 млрд), Новая Зеландия ($2,3 млрд), Италия ($1,1 млрд). На реализацию приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по стратегическому направлению развития «Международная кооперация и экспорт» предусматривается выделение 4,9 млрд. руб. в период с 2018 по 2025 г., причем в период с 2019 по 2021 предусмотрено выделение свыше 2,6 млрд. руб., то есть более половины от общей суммы проекта. Что именно Россия может экспортировать? Об этом своим мнением поделился проректор по развитию РЭУ им.Плеханова Дмитрий Штыхно

«Наиболее популярными направлениями получения высшего образования у иностранных студентов в России являются здравоохранение (17%), экономика и управление (16%), гуманитарные науки (11%). Далее идут русский язык,  архитектура и строительство, юриспруденция (около 4% на каждом направлении).

Технические науки по различным причинам пока не пользуются популярностью, вероятно, расширение востребованности этих направлений будет являться одной из задач проекта.
Однако специфика образования заключается в том, что помимо того, что экспорт образовательных услуг позволяет привлекать в страну средства иностранных граждан, обучение в России способствует формированию международных дружественных связей, являющихся фундаментом будущих политических и экономических отношений, а также вовлечению в экономику страны квалифицированных кадров, сохранению и воспроизводству кадрового потенциала ведущих российских университетов.

В приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» ставится задача увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1,1 млн человек до 3,5 млн. При этом выручка от экспорта образовательных услуг должна вырасти более чем в пять раз: с 70 млрд. руб. в 2016 до 373 млрд руб. к 2025 году.

Отдельно указана задача по увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования: с 2017 по 2025 год предполагается удвоить это число.

Первые результаты проекта можно ожидать достаточно быстро – через год-два, но при условии, что в течение конца 2017 — начала 2018 будут внесены соответствующие поправки в законодательство, в частности, возможность выдачи многолетних (на три года) студенческих виз.

Существенные результаты и по количеству иностранных граждан, и по объему внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, можно ожидать не ранее 2021 года, когда на каждом курсе будут учиться принятые в результате мероприятий проекта иностранные граждане.

О недоиспользовании экспортного потенциала российского образования говорилось уже с конца 2000-х гг. Когда в 2013 году начал реализовываться Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект «5-100»), необходимость увеличения доли иностранных студентов стала рассматриваться уже как фактор международной конкурентоспособности. К этому времени стало понятно, что законодательство, в том числе миграционное, не способствует продвижению российского образования на международный рынок, и потенциал этой статьи экспорта не используется в полной мере.

Помимо решения вопросов въезда и пребывания иностранных граждан в России, проект «Экспорт образования» подразумевает совершенствование законодательства, которое регулирует вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, в частности, процедуру признания иностранных документов об образовании. Проектом предусмотрено создание консорциума вузов, которые смогли бы отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова подал заявку на участие в таком консорциуме, предложив ряд мероприятий, которые учитывают имеющиеся у университета ресурсы: наличие четырех зарубежных филиалов, в которых реализуются программы школьного, среднего специального и высшего образования, подготовительного отделения, большого числа вузов-партнеров и соглашений о двойном дипломе, а также второго по популярности у иностранных граждан направления подготовки – экономика и менеджмент.

Проектом предусматривается создание комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах, включая признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации, усовершенствование образовательных программ на английском языке в российских вузах, привлечение талантливых иностранных студентов и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования к работе на территории Российской Федерации, создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации, а также комплекс мер по продвижению «бренда» российского образования на международном образовательном рынке.

Важным инструментом проекта должно стать участие российских корпораций, активно работающих на внешних рынках. Кроме этого необходимо будет усовершенствовать систему трудоустройства и стажировок иностранных студентов в России на время обучения и каникул.

Среди иностранных студентов в России почти 80% – граждане бывшего СССР, которые обучаются на бюджетных местах (на эти страны приходится более 82% бюджетных мест). Из этих стран наиболее представленными являются Казахстан (36% от общего числа студентов из бывших республик Советского Союза), Узбекистан (11%), Украина (11%), Туркменистан (9%), Беларусь (8%). Наибольшее число иностранных студентов из стран, не входивших в состав СССР, прибывает из Азии (57% от числа студентов из таких стран), почти половина студентов из этого региона — выходцы из Китая. Следующий по представленности географический регион — Северная Африка и Ближний Восток (19%). Скорее всего,
Проект не предусматривает увеличение числа бюджетных мест для иностранных граждан (сейчас их количество составляет 15000 в год), весь прирост численности ожидается за счет оказания платных образовательных услуг среднего профессионального и высшего образования, включая дополнительное образование.

С точки зрения диверсификации географии экспорта российских образовательных услуг следует обратить внимание на Восточно-Европейские и Балканские страны, а также страны Латинской Америки, число студентов из которых в СССР было достаточно высоким.

Распределение общей численности иностранных студентов в России крайне неравномерно: на 90% вузов и филиалов приходится лишь 20% иностранных студентов, и пока не ясно, сможет ли проект обеспечить более равномерное распределение студентов. Треть иностранных студентов, обучающихся в России, сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.
В рамках проекта планируется создать консорциум из ведущих российских вузов, в которых есть положительный опыт работы с иностранными гражданами, чтобы отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. Но есть опасность, что, как и проект «5-100», этот проект может вовлечь достаточно малое число участников, которые уже являются лидерами в обучении иностранных студентов в России, в таком случае остальные вузы могут оказаться в стороне от экспортных усилий Правительства».

Источник

«Законодательство не способствует продвижению российского образования на международный рынок» Личный взгляд проректора РЭУ им.Плеханова Дмитрий Штыхно
Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нравится
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас возможно заинтересует...

Олимпийская гибридная война

Читать далее →

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Powered by WordPress Popup

Scroll Up